Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект урока по теме

Тимошенко Оксана Александровна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная  игра-викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

 

Задачи:

- создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

- развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

 

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:

1. «Заюшкина избушка».

 2. «Репка».

 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 4. «Курочка ряба».

 5. «Гуси-лебеди».

6. «Морозко»

7. «По щучьему велению»

8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка»

10. «Колобок»

11. «Теремок»

12. «Волк и семеро козлят»

13. «Лиса и Журавль»

14. «Маша и медведь»

15. «Три медведя»

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, разрезные картинки

Место проведения: классная комната.

Время проведения: 40 минут.

Участвуют 5 «А»

 

Содержание викторины:

Организационный момент.

Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)

2. Вступительное слово учителя.

Ведущая: - Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущая: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетоны, по которым потом мы определим команду победителя.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Бродят сказки по белому свету,

Людям дарят  тепло и добро.

Как раскроешь ты дивную книгу,

Так возьмет тебя в плен волшебство.

Вот, как витязь, стоишь на распутье,

Ищешь к счастью дорогу свою;

Вот в волшебном саду у Кощея

Птицы-жар тебе песню поют.

Море синее плещет о скалы,

Буреломы встают на пути,

Машут в небе высоком крылами

Гуси-лебеди — слуги Яги.

Много в Сказочном царстве историй,

И какую ни выберешь ты —

Тебе сказка поможет,  расскажет

Всё о жизни, добре и любви.

 

СКАЗКИ СЛУШАТЬ Я ЛЮБЛЮ.

Сказки слушать я люблю,

 Маму вечером молю:

 - Почитай мне эти сказки,

 Я потом закрою глазки,

 Будет сниться мне во сне,

 Будто на лихом коне

 Я скачу на бой с Кощеем

 Или с трёхголовым Змеем.

 Побеждаю в сказке зло,

 Людям делаю добро.

 Все ребята это знают –

 Сказки в жизни помогают:

 Быть нам честными всегда,

 Не бояться никогда,

 Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

3. Конкурс «Назови сказку!»

Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Тянут дед, бабка, внучка,

 Тянет маленькая Жучка,

 Кошка с мышкой тянут крепко

 Догадался?  Это …    (Репка)

Помогала им яблонька,

 Помогала им печка,

 Помогала им голубая речка

 Все им помогали,

 Все их укрывали.

 К матушке и батюшке

 Они домой попали.          (Гуси-лебеди)

Не послушал брат сестрёнку

 Превратился он в козлёнка!

 Во всём ведьма виновата.

 Звали как сестру и брата?   (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?

 Мышка разбила яйцо золотое.

 Дед горевал,

 И печалилась баба.

 Только кудахтала …       (Курочка ряба)

Старухина дочь сидит

 Зубами стучит.

 А он по лесу потрескивает,

 С елки на елку проскакивает,

Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко)

На печи лежит Емеля,

 Долго мучался бездельем.

 А потом пошло везенье

 Всё …                                     (По щучьему велению)

Красна девица грустна:

 Ей не нравится весна.

 Ей на солнце тяжко!

 Слёзы льёт бедняжка.          (Снегурочка)

Если сбрасывает кожу,

 На красавицу похожа.          (Царевна-лягушка)

Он от дедушки ушёл,

 Он от бабушки ушёл.

 Круглый сам,

 Румяный бок,

 А зовётся …                             (Колобок)

В этом доме - вот так да! -

 Поместились без труда

 Мышь, лягушка, волк с лисой,

 Зайка серенький, косой.

 Мишка втиснулся, как мог,-

 Развалился...                                (Теремок)

Зайку выгнала лиса...

 Плачет зайчик: Вот беда!

 Волк, медведь и петушок

 Помогали зайке. Вот!

 Догадались  вы, друзья,

 Что за сказка эта? Да?         (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята,

 И… пропали все куда-то!      (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил

 По тарелке носом -

 Ничего не проглотил

 И остался с носом...                 (Лиса и Журавль)

 

Сидит в корзине девочка

 У мишки за спиной,

 Он, сам того не ведая,

 Несет ее домой.

 Ну, отгадал загадку?

 Теперь  скорей ответь!

 Названье этой сказки…          (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,

 Трое их живет в избушке.

 Там три стула и три кружки,

 Три кроватки, три подушки.

 Угадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки?          (Три медведя)

4. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая:  

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых две!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

  «Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я  несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

5.  Конкурс  «Ассоциации»

Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.

Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1.           Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2.           Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3.           Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4.           Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5.           Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6.           Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7.           Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8.           Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

 

6.   Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их

 «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

 «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

 «Волк и семеро ягнят» -  «Волк и семеро козлят».

 «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

 «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».

 «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

 «Пять медведей» - «Три медведя»

 «Домик» - «Теремок»

 «Морковка» - «Репка»

7. Конкурс «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Друзья познаются

 За добро

 Под лежачий камень

 Без труда не вытащишь

 Доброе братство        

рыбку из пруда.

 дороже богатства.

 в беде.

 вода не течёт.

 добром платят.

8. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1.  Посадил дед репку и говорит:

- Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...

- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

 Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

 

9. Конкурс «Вопрос-ответ»

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребне». («Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)

15.«...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки? (Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

10. Конкурс «Собери героя сказки»

Каждой команде предлагается конверт с картинкой. Задача участников: собрать из картинку  по образцу и назвать сказку.

11. Подведение итогов.

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.

Ведущая: - Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

 

 

Друзья познаются

 За добро

 Под лежачий камень

 Без труда не вытащишь

 Доброе братство        

рыбку из пруда.

 дороже богатства.

 в беде.

 вода не течёт.

 добром платят.