Учитель года 2018 Эссе "Я- учитель"
статья по теме

Суина Елена Владимировна

О профессии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

«Я-учитель, или Все начинается с любви…»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец , мать –

он будет лучше того учителя,  который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и

ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой.

          Сегодня все чаще окружающие, услышав о моей профессии, восклицают: «Я бы не смогла с современными детьми работать!» Почему каждый хочет стать матерью или отцом, но посвятить жизнь воспитанию подрастающего поколения, готов далеко не каждый? Кто они такие современные дети?  Каким должен быть учитель сегодня? Система образования сегодня…Какая она?

         Размышления над этими вопросами вернули меня далеко назад, когда передо мной стоял выбор жизненного пути. Долго не пришлось думать, потому что Валентина Максимовна, учитель русского языка и литературы, являлась для меня идеалом не только педагогического труда, но и человеческого отношения ко всему. Мечта всей жизни – стать учителем! И это не пафос, не громкие слова! Никогда не забыть мне первого рабочего дня.  Переступив порог школы, я сразу поняла, это мое призвание, мое место под солнцем! Любопытные глаза  малышей, непосредственность детских вопросов, открытость и искренность в общении -  все это то, что влечет меня каждый день, заставляет почувствовать свою значимость и востребованность. Так , в выборе профессии решающую роль сыграла любовь, любовь к детям, любовь к тем, кто нуждается в тебе ежедневно!

        Работать учителем – это значит любить детей. Но быть хорошим учителем – это не значит быть просто влюбленным в своих детей, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает свою любовь в цели, а цели -  в результаты.  Идя в школу, я, как Архимед, хотела перевернуть весь мир. Сломать систему не удалось, но в своем классе мне удается совершать открытия, делать маленькие чудеса и удивлять, если не весь мир, то своих любимых малышей.

      Профессия учителя – одна из самых необычных. Почему?   В отличие от других специальностей, где результат виден сразу, как например, у строителя, парикмахера, пекаря, врача, труд учителя – это инвестиция в будущее. Только через определенное время станет ясно, правильной ли была работа педагога, все ли было вложено в сознание маленького человека.

     Сегодня возникает много споров о том, как тяжело приходится учителю. Отчеты, различные формы оценки качества образования, внедрение новых  стандартов, апробация новых программ, электронные дневники и многое другое, действительно, иной раз не оставляют времени для творчества.  Но настоящий учитель придумает маленькую изюминку, чтобы украсить урок, подаст материал доступно и наглядно, чтобы каждый мог понять тему.   Да, на первый взгляд, не всегда хватает выдержки и сил на всякого рода «ненужную» работу. Кто-то из коллег однажды справедливо заметил, что нам все чаще и чаще мешают работать в школе дети. Это печально. Но опять же все зависит от учителя. Сегодня работают в школе по-настоящему верные своей профессии люди, люди, которые любят труд педагога.  К числу этих людей с абсолютной уверенностью отношу и себя. Любовь к профессии- это

 еще один кит, на котором держится моя педагогическая философия.

Работать учителем – интересно.  Подавляющее большинство считает, что учитель - это человек, который учит писать, считать. Но не все так просто, как кажется. Учитель - учит жизни.  Настоящий педагог не столько учит, сколько учится сам. Дети – вот самые лучшие учителя. Они открыты и непосредственны в общении, они не будут лукавить, не будут предавать.  Главное – зажечь в душе каждого ребенка огонек желания учиться, познавать новое, интересное.   Я уверена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.  

Конечно, вы можете не согласиться, сказать, что любовь, мечты, общение на равных – все это лирика и уход от системы воспитания к системе попустительства. Но нет! Безусловно, приоритетным в моей работе является обращение к современным требованиям к уроку, к образовательному процессу. Важно научить ребенка быть уверенным в любой учебной ситуации и в дальнейшем применение знаний в жизненных ситуациях.

        Почему  именно это для меня важно,  зачем уметь учиться? Вспомним слова французского писателя  Эрнста Легуве: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». Особенно актуально это  сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в то время,  когда изменчивость  и непостоянство – важные составляющие жизни.  Учитель умеет  учиться в течение всей жизни,  включает рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно  отвечает на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только  после таких размышлений я понимаю,  чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей.

        Быть учителем ответственно, а быть учителем начальных классов –суперответственно! Когда ребята приходят впервые в школу, то первая учительница – это не просто педагог для них, это вторая мама, это человек, каждому слову которого они верят беззаветно. Очень важно сохранить веру в доброе, настоящее в каждом ребенке. Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

         Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить. При проектировании своей  деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней  в школе стараюсь сформировать   у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к мечте.

            На своих уроках часто использую проблемные ситуации. Это не только позволяет развивать логическое мышление, но и формирует опыт разрешения проблемных задач на практике, в быту. Очень активно на уроках ребята участвуют в  инсценировках, обычно они случаются экспромтом. Это позволяет раскрыться каждому из малышей, показать свою жизненную позицию, развивает умение ориентировать в различного рода ситуациях.

             Важно понимать, что главным составляющим в профессии педагога является отношение к жизни. Вы скажете, что здесь может быть общего? Дети копируют поведение взрослых. Если им демонстрировать позитивный, здоровый взгляд на мир, можно вполне воспитать самодостаточную, уверенную в себе личность.  Любовь к жизни – это, на мой взгляд, тоже неотъемлемая часть педагогической философии.  «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»,- сказал в далекие времена Конфуций.  Потому учитель – это то солнце, которое освещает путь своих учеников, способное зажечь своим лучиком огонь стремления к знаниям, направляющее своей оптимистичной улыбкой на правильный путь.  «Светить всегда, светить везде, до дней последних до конца,  светить -  и никаких гвоздей!  Вот лозунг мой -  и солнца!» - эти слова Владимира Маяковского вполне уместно вписываются в характеристику деятельности педагога.

Свети, педагог! Зажигай! Веди за собой будущих звезд!

И хочу закончить стихотворением Роберта Рождественского «Все начинается с любви..»

Все начинается с любви...

Твердят:

«Вначале  было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

 

Все начинается с любви:

и озаренье, и работа,

глаза цветов, глаза ребенка -

все начинается с любви.

 

Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

    даже ненависть -

родная

и вечная

сестра любви.

 

Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия, тоска  и подвиг -

все начинается с любви...

 

Весна шепнет тебе: «Живи...»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!