Активизация познавательной деятельности младшего школьника.
статья на тему

Пикичева Ольга Станиславовна

В статье раскрыто понятие познавательной деятельности и определены некотрорые способы ее активизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся в начальных классах.

Знание настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника

 Фома Аквинский

        Обучение составляет неотъемлемую часть и условие жизни человека. Это непрерывный процесс, начало которого совпадает с моментом рождения ребенка. По существу обучение определяет приспособление к условиям жизнедеятельности в любом возрасте. Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: « В школьный периода главными определителями умственного развития становятся те перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ.»

          Вопрос о том, как построить обучение в начальных классах так, чтобы у детей было желание учиться, активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в максимальной степени развитию их воли, ума, чувств волнует педагогов, родителей, психологов.

        Активизация познавательной деятельности — одна из основных задач педагогов. В психологии под деятельностью подразумевается « активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов». Деятельность формирует человека и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Учение — деятельность; направленная на приобретение знаний, умений, навыков. Как сделать так, чтобы приобретение знаний стало потребностью ребенка? Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным должен стать познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее  к последующему решению различных задач.

        Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами:

- Обучение через игру. Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только развлечений. Но и практических занятий; игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет его не только физически, но и духовно.

 - Умелое применение учителем разнообразных методов и приемов обучения, методы организации самостоятельной работы учащихся. Наиболее интересны, на мой взгляд, частично — поисковый метод, метод создания проблемных ситуаций, исследовательский метод. Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания. Кроме того, ребенок становится соавтором, открывателем нового знания.

- Удивите ребенка. Аристотель: «Познание начинается с удивления».

- Важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является осуществляющие межпредметных связей. Знания по разным предметам не оторваны, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь должны понять и осознать учащиеся.

- Одним из путей формирования познавательной деятельности является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью.

- Огромную роль в формировании познавательного интереса играют книги. Хочется подробнее поговорить о роли чтения в обучении детей. В шесть- семь лет происходит решительный перелом в жизни маленького человека — он поступает в школу. Письмо и чтение становятся главными способами учения, развития ума и всех высших психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Ребенок открывает для себя новый мир, новые отношения с окружающими, новый образ жизни. А главное, с моей точки зрения, ребенок получает индивидуальное средство обучения. Вспомним слова А. С. Пушкина: « Чтение — это лучшее учение.»  Установлена закономерность: как человек читает, так и пишет; как читает, так и думает; как читает, так и учится; как читает, так и учит. Поэтому чтение необходимо рассматривать не как пассивное воспроизведение написанного. Главное в чтении — восприятие смысла прочитанного, что и составляет активную сторону деятельности читающего человека. В познавательном чтении главное внимание уделяется пониманию.

         Таким образом, познавательная деятельность является показателем эффективности и результативности процесса обучения. Сформированные познавательные мотивы стимулируют самостоятельность, побуждают учащихся к самообразованию.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...