«Занковский урок» Каков он в условиях введения ФГОС?
материал на тему

Мигунова Евгения Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая статья22.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Занковский урок» Каков он в условиях введения ФГОС?

        Одним из основополагающих принципов ФГОС второго поколения является реализация личностного потенциала ученика, вооружение способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности.

        Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий. Одной из функций УУД является обеспечение возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Чтобы сформировать новые качества у детей, необходимо организовать работу на уроке по-новому. «Занковский урок» всегда отличался от традиционного. Каким же ему быть сегодня, в условия введения ФГОС второго поколения?

В основу ФГОС положен системно-деятельностный метод в образовании, главным условием которого является организация самостоятельного, инициативного действия учащихся в образовательном процессе.

Развивающая система образования Л.В.Занкова характеризуется тем, что в центре педагогической системы находится ученик с его социально - психологическим и образовательным потенциалом, то есть ученик рассматривается как субъект не только обучения, но и познания. Становление субъектной позиции каждого ученика позволяет преобразовывать знания и умения обучающегося в «инструмент» его развития. Ребёнок в этом процессе выступает как личность, как активное, творческое начало. Значит, учение – это процесс деятельности самого ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. В педагогической литературе это называют деятельностным методом в обучении.

Цель и назначение такого обучения – преодолеть элементы механического запоминания и усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то новым, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации являются учебные проблемы (проблемная задача, задание, вопрос). Движущей силой любого процесса, в том числе и учебного, является столкновение и разрешение противоречий, а каждая учебная задача это и подразумевает. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и личным опытом, уровнем знаний, умений, навыков учащегося, уровнем его умственного развития служит движущей силой обучения. Нужно принять за аксиому, что решить создавшееся противоречие может только сам ученик, потому что именно в этот момент происходит активизация его мыслительной деятельности, он получает импульс в развитии.

          Понимая необходимость деятельностного метода,  предлагается новая технология ведения урока. Рассмотрим подробнее структуру урока открытия нового знания, она значительно отличается от структуры традиционного урока ознакомления с новым учебным материалом.

№ п/п

Структурная часть урока

Комментарий

1

Организационный момент.

Обучение начинается с первой секунды. Обязателен положительный настрой на определённый вид деятельности.

2

Актуализация знаний.

Повторение только того материала, который необходим для изучения нового.

3

Постановка проблемы.

Создать проблемную ситуацию можно  следующими способами:

- столкнуть противоречивые факты;

- дать практически невыполнимое задание;

- дать практическое задание, несходное с предыдущим.

4

Решение проблемы.

1. Поиск решения (выслушиваются все предложения учащихся);

2. Разрешение проблемы;

3. Открытие нового знания;

4. Фиксация алгоритма действий.

      Важно умело сочетать фронтальную работу с работой в группах и парах, ведь именно в процессе столкновения разных мнений рождается истина. Необходимо  научить ребят правилам работы в группе.

5

Первичное закрепление.

Закрепление алгоритма действий через упражнения (с подробным комментированием каждого шага).

6

Самостоятельная работа с проверкой

(5 мин.)

Для исключения стресса на уроке , для предотвращения ошибок предлагается проверка по эталону (образцу).

7

Повторение (5 мин.)

8

Подведение итогов.

Лучше всего по схеме:

1. Я знаю ….

2.Я узнал….

3.Я хочу узнать…

9

Оценивание.

Учитель диагностирует работу ученика на протяжении всего урока и ставит одну комплексную оценку.

10

Рефлексия.

Обязательный момент урока.

Заметьте, что в данной структуре урока нет чётко установленного места объявлению новой темы урока. Обычно её формулировку предлагают выводить самим детям после постановки проблемы. А вот, например, при изучении темы «Переместительное свойство сложения» это уместно сделать в конце урока, иначе учащимся нечего будет открывать.

Важно помнить, что каждый ученик неповторим. Он двигается в освоении нового в своём темпе, учится ставить перед собой цель, достигать её, самостоятельно осваивая знания, оценивая свою деятельность. Но любая деятельность сама по себе социальна, она происходит либо в обществе, либо для общества, то есть деятельность коллективна по своей сути. Поэтому традиционная модель взаимодействия  «учитель-ученик» меняется на  модель  «обучение в группе».

         При новом построении урока существенно меняются функции педагога. Учитель теперь выступает грамотным организатором учебного процесса, а не транслятором готовых знаний, становится «указателем» на дороге, ведущей  к знаниям. И он должен:

-помогать ученикам получать новую информацию;

-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;

-организовывать процесс групповой работы;

-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;

-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;

- способствовать успешному профессиональному самоопределению.

Т.е. решать проблемы социализации, хорошо понимая, что «Урок- это маленькая жизнь».

        Таким образом, именно деятельностный метод является основой современного «Занковского урока» в свете стандартов второго поколения.

Литература:

1. Начальная школа. – 2009/ - №9. Реализация Федерального образовательного стандарта второго поколения.

2.Социальная сеть работников образования nsportal. Ru

3. Интернет-портал «Занков.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занковский урок. Какой он?

Статья полезна для начинающего педагога, и для родителей, дети которых будут обучаться по данной програме....

Занковский урок. Какой он?

Размышления об отличиях занковского урока от традиционного...

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...