Занковский урок. Какой он?
статья по теме

Статья полезна для начинающего педагога, и для родителей, дети которых будут обучаться по данной програме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Zankovskiy_urok.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занковский урок. Какой он?

 

 

Занковский урок имеет свои этапы, у которых, однако, нет жестких, раз и навсегда закрепленных названий и мест в схеме урока. Для занковцев важно не название этапов, а их наполнение. Если точнее - наполнение урока тем содержанием и настроением, которые помогают достичь цели педагогического процесса в целом и урока как одной из его форм в частности. Поэтому отсутствие в конспекте урока этапа «Мотивация», вовсе не означает, что учитель не работает над ней. Просто это задача всего урока, а не отдельного этапа. Об этом и многом другом речь идет в материале Светланы Геннадьевны ЯКОВЛЕВОЙ, директора Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Многие авторы в различных системах обучения предлагают свое видение проведения и организации урока. Учитель, методист, заместитель директора по УВР в начальной школе задаются вопросом, а как правильно называются типы уроков, этапы, что писать при оформлении конспектов урока.

Насколько важно название этапов? Если они по-разному называются, следует ли из этого, что деятельность учеников на этих этапах различается? Давайте рассмотрим в приведенной таблице только три варианта названий этапов урока и найдем общее и отличия. Например, урок, на котором изучают новый материал.

Традиционная система обучения

Система РО Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова

Традиционная система обучения («Школа 2100»)

Организационный этап

Этап актуализации известного способа действия

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Этап проверки домашнего задания

Определение совместной цели деятельности

Этап актуализации и пробного учебного действия

Этап всесторонней проверки знаний

Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверке

Этап выявления места и причины затруднения

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Поиск недостающего способа действия

Этап построения проекта выхода из затруднения

Этап усвоения новых знаний

Контроль и оценка найденного способа действия

Этап реализации построенного проекта

Этап закрепления новых знаний

Контроль и оценка овладения открытым способом действия

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определение следующего шага в движении

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Подведение итогов урока

 

Этап включения в систему знаний и повторения

 

 

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

В первой колонке читаем: этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, во второй - этап актуализации известного способа действия, в третьей - этап актуализации и пробного учебного действия. Видимо, дело не в формулировании этапа, а в том, что мы хотим подвести детей к открытию нового, и учитель выбирает для себя на каждом конкретном уроке цели, которые помогут это осуществить.

Сейчас принято говорить о технологии обучения, в том числе урока. Технологии - это то, что работает и точно ориентировано на высокий результат. Но можно ли говорить об уроке как о технологии? На заводе одна машина обтачивает деталь, другая ее шлифует, третья к ней присоединяет новую деталь... А в школе? Разве урок - это то, что можно уложить в рамки сорока минут? Или в рамки страниц учебника: разворот -урок! Нет, урок - это жизнь детей и учителя. Л.В. Занков целую главу в книге «Беседы с учителями» посвятил жизни детей на уроке. Ш.А. Амонашвили в своих выступлениях говорил: «Вслушайтесь в слово У-рок! Здесь скрыто слово рок - судьба!»

Да, мы, учителя, можем вершить судьбы детей, быть активными участниками этого процесса. Урок в системе Л.В. Занкова может начаться сразу с открытия нового материала или проверки домашнего задания. Когда мы учим студентов, то говорим: на этот этап отводится примерно столько минут, через 15 минут можно провести физкультминутку. И каждый учитель-профессионал уже не придерживается внутри урока времени, отведенного на этот этап, потому что он идет от детей, он чувствует их и проживает вместе с ними открытие нового, повторяет материал, подводит к обобщению. Значимо не количество этапов, а их наполнение. Главное не лозунги о формировании общеучебных действий, о деятельностном подходе, а создание атмосферы и возможности разбудить ум, сердце и чувства ребенка.

Занковский урок, безусловно, имеет гибкую структуру. Вы можете начинать сразу с задания. Именно задание организовывает детей на работу. Одна из заповедей занковского урока - урок начинается с урока!

Нужен не организационный момент, который обязательно длится 2 минуты, а нужно то, что настроит на работу. Например, в начале дня:

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! (А дальше... Или же сразу.) Мы начинаем работать! Я предлагаю вам записать два слова: плот и рот.

Возможный вариант развития событий.

Дети: А плот какой?

Учитель: Я не понимаю твоего вопроса.

Дети: Ну, плот, на котором можно плыть или который можно съесть?

Учитель: Интересно! Значит, это слово многозначное?

Записывает на доске слово плот.

Дети (пауза, поднимают руки): Нет, пишется по-разному. Плот (интонированно выделяют Т) - плотик. (Учитель записывает рядом слово.) А еще можно написать слово плод (интонированно выделяют Д - плоды.

Учитель тоже записывает на доске. Таким же образом дети сами объясняют написание и значение слов род и рот.

Учитель: Я сколько слов вам продиктовала?

Дети: Два.

Учитель: Так как же такое получилось? Почему у вас слов четыре?

Дети: Они произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Второй вариант.

На ваше предложение записать слова рот и плот класс реагирует слабо - дети молча записывают слова и никто не поднимает руку. Что можно сделать в подобном случае?

Некоторые учителя отвечают так: «Предложим детям составить с этими словами предложения или подобрать однокоренные слова...» Но такой подход поможет детям сразу увидеть «секрет», и тогда не возникнет коллизии.

Итак, вы проходите по классу и приглашаете к доске четверых учеников. Просите их записать нужные вам слова, которые вы увидели у них в тетрадках.

И снова удивляетесь: «Как же такое произошло? Я же продиктовала вам два слова!»

Таким образом, вы выводите детей на открытие нового знания. Причем выход здесь и на правописание парных согласных, и на понятие «омонимы», в данном случае - слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение и разное написание. Это же задание можно использовать на этапе актуализации знаний или этапе закрепления.

Другой момент. Ваши ученики могут открыть новый материал самостоятельно, опираясь на уже полученные знания.

Рассмотрим это на примере следующего упражнения. Дети уже знают способ проверки безударного гласного и парного согласного в корне слова. Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника

188. Запиши каждое слово с новой строчки. Рядом с каждым словом запиши форму множественного числа и родственные слова. Во всех словах отметь орфограммы в корне. Подчеркни слова, которые являются проверочными.

Гора -

Дуб-

Сердце -

Сделай вывод о способе проверки безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов. Какие знания тебе необходимы для этого?

( Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса.)

Учитель: Давайте прочитаем и выполним первую часть задания.

Дети читают текст задания. Затем подробно рассказывают, что и как они будут выполнять. Самостоятельно пишут в тетради. После этого начинается обсуждение.

У детей в тетради и на доске появится примерно такая запись: сердце -сердца - сердечко. Важно, чтобы учитель сам прочел слова. Сделать это надо потому, что некоторые второклассники пока еще читают орфографически и могут просто не «обнаружить орфограмму».

Гора - горы, горка Дуб - дубы, дубок, Сердце - сердца, сердечко.

Оказывается, что новую орфограмму согласного можно проверить только при помощи однокоренного слова. Изменение формы числа не поможет. Да еще и возникает трудность найти эту орфограмму. По этой причине орфограмма непроизносимого согласного в корне слова вводится во 2 классе на ознакомительном уровне, чтобы у детей сложился обобщенный способ проверки корневых орфограмм, приведенных в упражнении. Здесь дети и повторяют способы проверки безударного гласного в корне, парного согласного в корне, и открывают новый материал, и осуществляют первичную проверку своей гипотезы по проверке непроизносимого согласного, и одновременно обобщают известный и новый способы.

Возможен и такой вариант: вы предлагаете первую часть задания, не обращаясь к учебнику.

На доске:         Гора -

Дуб-

Сердце -

Учитель: Рядом с каждым словом запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слов и подчеркните те слова, которые являются проверочными.

Дети могут сказать, что в слове сердце вообще нет орфограммы. Или попытаются придумать для нее название.

Учитель: А вторую часть задания с этими словами мы выполним по учебнику.

Тогда они прочтут выделенное шрифтом название и соотнесут его со своими предположениями...

Новый материал у занковцев, конечно же, закрепляется. Но и сам

процесс закрепления можно организовать как исследовательскую деятельность. Например, выполняя задание из учебника.

190. Исследуй: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится?

Свистнул, сестра, прелестный, яростный, скрепка, сердце, повествование, наездник.

Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Рядом напиши проверочное слово.

194. Что общего в звуко-буквенном составе данных групп слов?

вольный маленький дельный школьный

грустный звёздный ненастный хвастливый

классный грамматический субботний хоккейный

Это закрепление. Но разве только закрепление? Здесь новое знание включается в известную систему знаний, складывается новая система связей еще более высокого уровня обобщения.

В занковской системе не пишут перед уроком на доске его тему и не заучивают текст правила с примерами из учебника. Надо постараться, чтобы дети самостоятельно выходили на тему урока и называли ее. Они сообща выводят правила, а затем проверяют по учебнику, все ли они учли.

Вывести правило или способ действий, проверки можно на основе анализа заданий, по аналогии, по плану, по алгоритму, по тексту с недостающими или избыточными данными. Например, в 3 классе на уроке русского языка дети составляют правило правописания и, ы после ц по предложенным схемам, опираясь на свой опыт работы с предыдущими заданиями на эту орфограмму

355. Составь по схемам правило «Правописание и, ы после ц». Выбирай любой вариант.

1.        ,     ...ц,[ы1   цыган

...ци...           цыплёнок

-ция        ,   ...цынД      цыпочки

ЦЫЦ

( Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.  Русский язык. Учебник для 3 класса. Ч. 2.)

2. Ы после Ц в П и в ъш.

И после Ц во всех остальных

случаях.

Исключения:   цыган,  цыплёнок,

на цыпочках, цыц.

Какая схема показалась тебе проще и понятнее? Почему?

Вначале ребенок пробует самостоятельно составить текст правила и записывает его в рабочую тетрадь. В классе обсуждаются получившиеся варианты. У кого-то может не получиться, поэтому мы предлагаем детям поработать в парах и выполнить следующее задание.

356. Обсудите два варианта правила. Есть ли среди них верное? Докажите.

1.        После буквы, обозначающей глухой твёрдый согласный звук [ц],
в корне под ударением и в однокоренных словах пишется буква и:
цифра, цифровой, В случае затруднений при подборе проверочного
слова (ц?линдр,  ц?мбалы,  ц?мент, поц?луй)  смотри  в  орфографиче
ский  словарь.  Там увидишь:   цилиндр, цимбалы, цемент, лоцелуй.
Так что в корне после ц может быть не только буква и,

Что правда, то правда! В корне можно ещё писать и букву ы. Но это бывает   только в четырёх словах-исключениях и в однокоренных с ними словах: цыган, цыганёнок, цыганка, цыганочка, цыганский, цыплёнок, цыплёночек, цыплятки, цыплятник, цыплятница, цыплячий, цыпочки, цыпонька, цъшушка, цьш-цьш, цыц.

Есть ещё вариант написания буквы и после ц. Он относится к словам, которые оканчиваются на -ция (сенсация, операция). В этих словах звук [и] после [ц] обычно бывает без ударения и проверить его нельзя. Поэтому есть правило: в словах, оканчивающихся на ...цая, после буквы ц пишется и.

Гораздо проще выбирать букву гласного после ц, если этот гласный - окончание (стрельцы) или часть суффикса -ын (Синицын). Тут всегда пишется буква ы.

2.        После буквы ц в окончании и суффиксе пишется буква ы, в остальных случаях - и. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.

Вернись к правилу, составленному с опорой на схемы (задание № 355). Если надо, отредактируй его.

Такая организация исследования позволяет каждому ребенку несколько раз проговорить правило, практически освоив его. Графическая и словесная формы опор способствуют включению в работу детей разных типов. В результате каждый составит свой вариант правила, со своими примерами. Когда ребенок осознает материал, он может им оперировать. Сравните этот путь освоения правила с обычно принятым в традиционной методике: «Прочитайте правило. Какие примеры в нем даны? Выпишите их. Дома выучите это правило. А сейчас мы выполним упражнение на это правило, если сомневаетесь, какую букву вставить на место пропуска, то вам поможет правило». Комментарии излишни.

Уроки в системе Занкова - скорее смешанного/комбинированного типа. Нет чистых уроков повторения, закрепления и обобщения. На каждом уроке присутствует новое (кроме уроков контроля), но количество нового материала варьируется. Новое может быть не только в содержании - это и освоение нового вида деятельности (работа со схемой, таблицей или диаграммой...), и новая форма работы (в группе, в паре сменного состава).

Урок может закончиться и без подведения итогов. Он может прерваться на самой высокой точке. И с мыслями о только что открытом новом дети уйдут домой, чтобы завтра снова обсудить этот материал. Например, тема «Правописание частицы не с глаголом». На уроке четвероклассники сделали вывод, что частица не с глаголами пишется раздельно. Последним заданием было: записать слова, раскрывая скобки: (не)смотреть, (не)навидеть, (не)доумевать, (не)здоровится, (не)учить. Дети начали самостоятельно выполнять задание, многие задают вопросы: как же правильно написать? «А вот это и будет темой нашего следующего урока, - говорит учитель. -Вы можете дома проанализировать эти слова, поискать информацию, придумать задания на эту тему».

Еще один важный момент. В течение урока вы с детьми постоянно

подводите мини-итоги. Важно, чтобы подведение итогов в конце урока было не формальным. Если каждый урок спрашивать, что нового узнали дети, то станет скучно не только им, но и учителю. Этап подведения итогов необходимо сделать значимым для учеников, а иначе зачем он нужен? Его цель - помочь каждому ученику осознать, что его (ребенка) удивило, какой вопрос оказался для него самым интересным, что для него составило трудность, и главное, что сегодня получилось.

Учителям-занковцам хорошо известны такие приемы, когда мы просим ребят закончить фразу устно или письменно, например, в тетради.

Расскажите, почему вы сегодня довольны своей работой?
(Я доволен(а) тем, что..,)

Что сегодня тебе удалось?
(Мне сегодня удалось..., у меня получилось...)

Закончите фразу: теперь я умею...

Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..

Подведение итогов можно «замаскировать». Вот каким приемом поделилась заслуженный учитель, ветеран-занковец Л.М. Зайцева: «Ребята, у нас болеет Саша, надо ему позвонить и рассказать, что мы сегодня делали. Давайте решим, кто позвонит ему и что будет рассказывать». Дети, проговаривая это, подводят итог работы, рефлексируют. Используя этот прием, вы решаете и воспитательные задачи. Например, становится понятно, что надо заботиться о тех, кто болеет. Учитель воспользуется ситуацией, чтобы дети обсудили, с чего надо начать телефонный разговор, как пригласить друга к телефону или при необходимости передать информацию и привет Саше через маму... Допустим вариант, когда класс дружно напишет письмо и отправит его по электронной почте, и т.п.

Теперь остановимся на некоторых вопросах, возникающих у тех, кто начинает работать по системе Занкова.

Как можно провести урок, если нет четкой структуры, если урок должен быть гибким? Вот в некоторых системах все расписано по минутам...

Если, например, на открытие нового материала, вы запланировали 15 минут, а дети пришли к выводу через 10 минут, то вы не раздумывая продолжаете работать по теме урока, а не выжидаете оставшиеся 5 минут.

А если дети не смогли за 15 минут сами выйти на открытие? Вы, понимая, что не успеваете дать весь материал, сами объясняете его, чтобы сэкономить время? Конечно же, нет! Ведь цель урока - не выдать весь запланированный на урок материал, а помочь детям овладеть им, понять и принять его, пропустив через себя, осознать, а осознав, сделать своим, Тогда они сами смогут использовать его в любой ситуации. Тогда они будут помнить, что после ц в корне пишется и не только на уроке русского языка, но и на математике, когда пишут ответ: «В цирке выступало 8 гимнастов».

Мы не знаем, сколько времени потребуется в конкретном классе на самостоятельное открытие новой темы, но предложенная трудность должна быть преодолена самими детьми в результате коллективного поиска или, в крайнем случае, при косвенной (направляющей) помощи учителя. Это и есть работа в зоне ближайшего развития.

Конечно, мы не можем предвидеть все вопросы и ошибки детей и заявить, что допустимо исправить, скажем, две или три из них. Этих рамок не должно существовать. В то же время наши ученики иногда увлекаются, приводя примеры или случаи из жизни, и мы можем попросить их об этом рассказать чуть позже или предложить перенести обсуждение этой темы на перемену. «Идти от детей» это не означает - идти на поводу.

Какова особенность домашних заданий в системе Л.В. Занкова? Соответствует ли время на выполнение домашнего задания нормам?

Наша система государственная, и нормы времени, отведенного на выполнение домашнего задания, распространяются и на нее.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 1178-02» сказано:

«2.9. Требования к режиму образовательного процесса

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) -до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м -до 2 ч, в 5- 6 - до 2,5 ч...»

Домашнее задание - это задание для ребенка, это то, что он может выполнить сам без помощи взрослого, т.е. то, что лежит в зоне его актуального развития. Домашнее задание может быть дано одинаковое всем, может быть дифференцированным, может быть домашнее задание отдельно для девочек и мальчиков, если это исследование - то это задание целой группе учеников или паре. Дети сами могут составить или выбрать себе домашнее задание. И в зависимости от того, что было задано на дом, мы решаем, как его проверять, каким образом оно будет вплетено в канву урока

Начнется ли урок с проверки домашнего задания или же к нему лучше обратиться в середине занятия - это зависит от цели данного урока. Иногда учитель начинает урок с обращения к детям: какие у вас возникли вопросы по домашнему заданию? Чем бы вы хотели поделиться? Что интересного вы нашли, когда готовились к уроку? Какими справочными материалами вы пользовались? Как ты готовил этот доклад? Пришлось ли тебе обращаться за помощью к родителям? В каких источниках ты искал информацию? и т.п.

Учитель, зная, что кто-то из детей допустит ошибки в домашнем задании, может начать урок так: «Я вам вчера задала уравнение, но что-то сама запуталась в вычислениях», и записать на доске неправильное решение, Таким образом, складывается ситуация, когда дети объясняют учителю, что она сделала неверно, и у них появляется возможность проверить собственное решение и еще раз уяснить для себя, как же надо было решать задание. Важно при этом, что они слушают объяснение сверстников, а не учителя. В педагогической практике учителей-занковцев много ценных находок, направленных на то, чтобы сделать домашнее задание значимым, причем «не заданием для всей семьи», а значимым для ребенка. Например, мы часто создаем ситуации, когда говорим детям, что не знаем, как задание выполнять, что сомневаемся в правильности своего решения, что нам нужна их помощь. Но вот такое наблюдение: здесь важно не переиграть. В одном классе учительница-занковка пенсионного возраста не единожды говорила детям, что она «забыла» или «не знает»... и получила на родительском собрании робкие вопросы от родителей о ее самочувствии... Оказывается, дети задались вопросом: почему нас учит учительница, такая старенькая, что и сама уже многое не помнит? Так что надо быть осторожными и сразу предупреждать родителей, что если дети говорят, что их учительница многое не знает, так было задумано...

Когда мы повторяем материал, дети просто воспроизводят то, что они знают. Чем же отличается повторение в системе Л.В. Занкова?

В качестве примера рассмотрим фрагмент конспекта урока в традиционной системе. В приведенной таблице дан только один этап урока. В 1-й колонке - как он описан в контексте традиционной школы, во 2-й - вариант, как можно было бы организовать работу с этим материалом по системе Л.В. Занкова. Обратите внимание на систему вопросов.

Вы понимаете, сколько времени займет работа в первом и сколько во втором случае? Но что для нас важно - дать как можно больше материала за 40 минут или добиться качества знаний и умений учащихся? Не надо вести своих учеников «на коротком поводке» (вопрос-ответ, при которых не важны пояснения). В системе Занкова они необходимы. Не нужна просто трансляция теории, нужно объяснение, пояснение, доказательство, свои примеры. И учителю важно научиться создавать коллизии, используя ответы детей, учебные ситуации. Важно позволить детям занять главные роли в процессе открытия нового.

2-й класс. Урок повторения

Традиционная система обучения

 

Система Л.В. Занкова

 

II. Сообщение темы урока

Учитель: Какие буквы вы видите?

На доске: аоеёняэыую

Дети: Буквы гласных.

Учитель: Сколько таких букв вы знаете?

Дети: 10 букв гласных звуков.

Учитель: Сколько гласных звуков вы знаете?

Дети: 6 гласных звуков.

Учитель: Назовите их.

Лети: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Учитель: Какие бывают звуки?

Дети: Ударные и безударные

Учитель: Написание каких букв гласных звуков может вызвать сомнение?

Дети: Букв безударных гласных звуков.

Учитель: Как проверить букву безударного гласного?

Дети (хором):

Чтоб развеять все сомнения, Гласный ставь под ударение.

Учитель: Назовите сами тему урока.

Дети: Проверка написания слов с безударными гласными

Учитель: Что вы можете сказать?

На доске:

я о е ё и я э ы у ю

Дети: Здесь написаны буквы гласных.

- Мы знаем, что они обозначают 6 звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Учитель: А буквы я, е, ё, ю?

Дети: Буква я обозначает звук [а], послушайте мяч (ребенок произносит интонированно [м'а-а-а-ч]).

Учитель делает так, что дети иллюстрируют все высказывания примерами. (Докажи, приведи пример, произнеси слово. Вы думаете так же?) В результате на доске и в тетради появляется запись [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Учитель: Что еще вы можете рассказать про эти звуки?

Дети: Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Учитель: Поясни.

Дети: Слово коты - [каты], ударение падает на ы, пишем букву о, а произносим а.

Учитель: Почему же тогда пишем букву о?

Записывает на доске слово с пропуском на месте буквы безударного гласного. На доске: к_ты.

Дети: Мы можем проверить, кот, котик, звук четко слышится.

Учитель: Хорошо, запиши свои примеры слов рядом.

Ребенок записывает их на доске.

Учитель; А вы можете еще подобрать проверочные слова к этому слову? Запишите их.

Дети записывают в тетради.

Дети: Котик, кошка, кошечка...

Учитель: Я тоже подобрала (пишет на доске) котёнок.

Дети: Ваше слово не подходит.

Учитель; Почему?

Дети: Котёнок, ё всегда ударный, вот послушайте (произносят) к[ааа]тенок.

Затем они убеждают учителя, что безударными гласными, требующими проверки могут быть еще а, е, и, я. Важно примеры детей фиксировать на доске, чтобы каждый мог согласиться или не согласиться с предложенным словом, понял, является ли это слово проверочным.

И еще. Будьте очень внимательны с такого рода фразами:

«Чтоб развеять все сомнения,

Гласный ставь под ударение». крас?та - красавица - красота.  (?!) Оказывается, надо еще знать место положение безударного гласного в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занковский урок. Какой он?

Размышления об отличиях занковского урока от традиционного...

доклад на ШМО "Заповеди занковского урока"

В докладе раскрыты отличительные особенности уроков системы развивающего обучения Л.В.Занкова и раскрыты четыре заповеди занковского урока:"идти от детей""урок начинается с урока""ошибка-находка учите...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Весна 2014 год.Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согла...

Тема урока «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»

Учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?  от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложени...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Большое спасибо!
Лень Наталья Викторовна

Спасибо за полезную информацию. Я считаю, что таким образом должен строиться любой урок. Работаю по системе "Школа 2100", пользуясь этими приемами. И по "Школе России" можно делать то же самое. Главное, чтобы сам учитель перестроился на этот способ проведения урока. Люблю слова, которые были эпиграфом в первых методических рекомендациях к "Школе 2100", к сожалению и стыду не помню, кто сказал: "Ничему меня не научит то, что тычет, толдычет, жучит".