Конкурсное испытание эссе "Я-учитель"
материал на тему

Лось Ирина Иосифовна

Конкурсное испытание эссе "Я-учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-uchitel.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное эссе «Я-учитель»

Развивайте успех из неудач,

препятствия и неудачи

есть две вернейшие ступени к успеху.

Дейл Карнеги

     Толковые словари дают определение слова «учитель». Например, словарь Ожегова пишет: «Учитель-тот, кто учит чему-либо». Ключевым в этом толковании, на мой взгляд, является слово «учит». Мне думается, в зависимости от того, как мы представляем себе, как нужно учить и чему учить, и складывается наше представление об этой профессии, о том, зачем мы ее выбрали.

     Хороший учитель - это тот, у которого высокие показатели итоговой аттестации, или тот, к которому приходят учиться иногда целыми семьями, поколениями, от мам до детей, независимо от микрорайона и закрепленных за ОУ территорий, или все-таки тот, кто помогает каждому из своих учеников  реализовываться как личность, стать социально востребованным, духовным, нравственным, интеллектуальным человеком. Наверное, первое, второе или третье, а может быть, и первое, и второе, и третье. И важно на самом первом этапе своей педагогической деятельности понять, что важно именно для тебя. Для меня вот уже на протяжении 26 лет моей работы с детьми, главным остается основополагающее утверждение: учитель тот, кто ведет от незнания к знанию, от неуспеха к успеху.

     Читая современную  педагогическую литературу, обращаясь к положениям и требованиям ФГОСов, я понимаю, что к тому, что предлагается сегодня, я шла на протяжении всей своей жизни в профессии.

     Я всегда старалась и стараюсь, видя плюсы и минусы ученика, рассмотреть в нем то, что станет слагаемыми его будущего успеха, что будет теми «кирпичиками», из которых, благодаря совместным усилиям учителей и родителей, и построится здание «успешный человек».

     Еще более двадцати лет назад я пришла к пониманию необходимости разработки своей модели учебно-воспитательного пространства, основным критерием успешности которой станет степень успешности каждого члена классного коллектива.

     Собраться вместе есть начало, держаться вместе есть прогресс, работать вместе есть успех.

Генри Форд

     Исходя из того, что успешный классный коллектив определяется тем, насколько успешен любой из участников учебно-воспитательного процесса, я хочу обратиться к главным из его составляющих.

     В чем проявляется успешность учителя? В умении увидеть способности и задатки своих учеников, спрогнозировать результаты, идти на шаг вперед.

     В 1991 году я набрала свой первый музыкальный класс. Это стало возможным благодаря тому, что оценивая  плюсы  и минусы ситуации, сложившейся тогда в образовании, администрация школы начинает работу с коллективом детской музыкальной школы № 2 (ныне ДШИ № 5). Мои ученики получили возможность углубленно изучать музыку, театральное, хореографическое и декоративно-прикладное искусство. Вместе с ними я пела, рисовала, танцевала, участвовала в школьных спектаклях. Вначале я сомневалась, правилен ли тот путь, по которому мы идем, в самом ли деле это те самые плюсы создания успешности, не было ли что-то потеряно на этой дороге? Нет, дети, которым тяжело давались общеобразовательные предметы, на уроках музыки и театра самореализовывались, а моим «интеллектуальным звездочкам» творческие уроки помогли блестяще заявить о себе уже во внеклассной деятельности. Среди моих первых выпускников есть  музыканты международного уровня, лауреаты конкурсов «Педагогический дебют» и «Сердце отдаю детям».

     Значит, принципы моей педагогической деятельности оказались верными:

  • индивидуальности каждого участника образовательного процесса;
  • свободы выбора школьником сфер приложения сил в организации классной жизни;
  • приоритета личностного развития через обучение и воспитание.

     В чем проявляется успешность ученика? Не  только в том, насколько хорошо он учится, но и в том, насколько он реализует потенциал своей личности в урочной и внеурочной деятельности. Знаменитая фраза из фильма: «Счастье - это, когда тебя понимают…» имеет непосредственное отношение к успешности. Дать возможность реализоваться каждому: спортсмену, музыканту, художнику, направить, помочь, поддержать.

      В образовательном пространстве это не только традиционные уроки, но и конференции, уроки-диспуты, интегрированные уроки. В воспитательном пространстве: коллективные творческие дела построены таким образом, чтобы дать возможность реализоваться каждому ученику. Они могут быть спортивной, патриотической, духовно-нравственной направленности. Создание ситуации успеха для учащихся процесс сложный, но достижимый и необходимый.

Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства.

Лео Сцилард

     В течение долгого времени я оставалась верна тем принципам, которые были мною приняты в начале 90-х годов прошлого века: личностно-ориентированному обучению, формированию гармонично развитой личности, методике коллективных творческих дел.

     Сегодня ФГОСы, ориентированные на смену парадигмы знаниевого подхода в образовании на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный, указывают на приоритет развития и воспитания личности школьника.

     Стандарт вводит право каждого обучающегося на внеурочную деятельность, призванную  развивать личность ребенка. В связи с этим возникла необходимость первостепенного значения воспитания в школе, развития творческих способностей детей, обучения не просто знаниям самим по себе, но конкретным умениям, необходимым каждому человеку в жизни: умения общаться, толерантно относиться к чужой точке зрения, самостоятельно работать в увеличивающихся информационных потоках.

     Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего призвано расширить компетентностную составляющую общего образования. Характеристики дополнительного образования:  добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории, большой блок самостоятельной работы и безусловная ориентация на успех - необходимо максимально перенести в область общего образования.

     В связи с этим я в учебно-воспитательной работе реализую модель интеграции общего и дополнительного образования с учетом специфики и возможностей моего класса, его традиций, существующего опыта функционирования.

     Задавая вопрос о предназначении учителя в самом начале своего эссе, я говорила, что оно в умении сделать успешными своих учеников. В течение долгого времени, в меняющихся условиях, согласуясь с требованиями стандартов, я создаю такое учебно-воспитательное пространство, где одаренные и обычные дети находят себя в разных сферах деятельности, самореализуются, становятся успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные испытания "Учитель года 2016" Азовский район

Конкурсные испытания, которые проходили в конкурсе "Учитель года 2016" в Азовском районе...

Как подготовится к конкурсным испытаниям "Я - исследователь"

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»проводится ежегодно, с 15 января по 1 мая.Цель: развитие интеллектуально-т...

Конкурсное испытание "Педагогический совет"

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА НА ТЕМУ: «Современные подходы в работе с одаренными детьми»....

Конкурсное испытание "Образовательный проект"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Пути совершенствования техники чтения в начальных классах"возрастная группа: учащиеся 1 - 4 классовсрок реализации: 4 года...

муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».

Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности  младших школьников в  условиях реализации ФГОС НОО»...

Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...