Почемучка
рабочая программа (1 класс) на тему

Загрутдинова Нурсиня Мавлютовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа надпредметного курса «Почемучка» для __1_ класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального              государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  • Примерной  основной образовательной программы начального общего  образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от  8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РеспубликеТатарстан»;
  • приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основнойобразовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от   августа 2015 года;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  • Учебного плана  МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год  с учётом регионального компонента;
  • Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.

Программа разработана на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                    Отличительные особенности рабочей программы

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

 Эта программа является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год  (1 час в неделю из расчета 33 раб. нед).

Срок реализации программы: один год.

Формы и виды деятельности

·  игровая;

·  познавательная;

·  краеведческая;

·  сюжетно - ролевые игры;

·  просмотр мультфильмов;

·  конкурсы

Формы учета оценки планируемых результатов

1.  Опрос

2.  Наблюдение

3.  Диагностика:

·  нравственной самооценки;

·  этики поведения;

·  отношения к жизненным ценностям;

·  нравственной мотивации.

4.  Анкетирование учащихся

Цели и задачи реализации программы:

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

·  развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

·  предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

·  научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

·  прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

                                                                         Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты

Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Воспитание доверия и уважения к окружающим

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Овладение логическими действиями анализ, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

                                                                                            Содержание программы

                                                                                                             

Раздел 1. Этика общения (11 часов)

Тема 1. Доброе слово, что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л. Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры.

Тема 8.Какая красота важнее

Практическое занятие. Р. Погодин «Жаба»

Тема 9.Моя малая Родина.Беседа.

Тема 10.Этика телефонного общения.Беседа.

Тема 11.Чужое брать-позор.Беседа.

Раздел 2. Этикет (13 часов)

Тема 12. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 13. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 14. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 15. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 16. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 17. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 18.  Просим к столу

Тема 19. Практическое занятие. Сервировка стола

Практическое занятие за столом

Тема 20. Вы сказали, здравствуйте!

Познавательная беседа.

Тема 21. Что такое хорошо, а что такое плохо!

Беседа. Ролевые игры

Тема 22. Праздник вежливости.

Тема 23. Добро или зло. Твой нравственный выбор.

Тема 24.  Бережливость: каждой вещи свое место. Просмотр мультфильмов. Наведение порядка в портфеле, кабинете.

Раздел 3. Этические нормы  отношений с окружающими (5 часов)

Тема 25. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 26. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 27. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 28. Любимый уголок родной Отчизны.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 29. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Этика отношений в коллективе (5 ч)

Тема 30. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 31. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 32. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг».

Тема 33. Путешествие по станциям этикета.

Познавательная беседа. Игра.

                                          Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

    Дата

 

1

Доброе слово что ясный день

1

2

Если вы вежливы

1

3

Да здравствует мыло душистое.

В гостях у Мойдодыра.

1

4

Когда идёшь по улице

1

5

Узнай себя

1

 

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

 

7

Подарок коллективу

1

14.10

 

8

Какая красота важнее

1

21.10

 

9

Моя малая Родина.

1

28.10

 

10

Этика телефонного общения.

1

11.11

 

11

Чужое брать-позор.

1

18.11

 

12

Простые правила этикета

1

25.11

 

13

Повседневный этикет

1

2.12

 

14

Весёлые правила хорошего тона

1

9.12

 

15

Сказка об этикете

1

16.12

 

16

Продолжение сказки об этикете

1

23.12

 

17

Путешествие в страну этикета

1

13.01

 

18

Просим к столу

1

20.01

 

19

Практическое занятие. Сервировка стола

1

27.01

 

20

Вы сказали, здравствуйте!

1

3.02

 

21

Что такое хорошо, а что такое плохо!

1

10.02

 

22

Праздник вежливости.

1

17.02

 

23

Добро или зло. Твой нравственный выбор.

1

3.03

 

24

Бережливость: каждой вещи свое место.

1

10.03

 

25

Путешествие в волшебную сказку

1

17.03

 

26

Я могу быть волшебником

1

 

27

Маленькое дело лучше большого безделья

1

 

28

Любимый уголок родной Отчизны

1

 

29

Мы соберём большой хоровод

1

 

30

Если радость на всех одна

1

 

31

Мой класс – мои друзья

1

 

32

Самолюб никому не люб

1

 

33

Путешествие по станциям этикета.

1

 

                                                                Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература

1.  Белопольская Н. А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.  Богданова О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.

3.  Богусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет.

4.  Буйлова Л. Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”.

5.  Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград,

6.  Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания.

7.  Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым.

8 Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей.

9.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.

10.  Максимова Т. Н. Классные часы 1 класс

11.  Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству

12.  Ожегов С. И. Словарь русского языка.

13.  Пахомова О. А. Добрые сказки. Этика для малышей.

14.  Пятак С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч.

15.  Русские народные сказки Афанасьева.

Технические средства обучения:

Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Интерактивная доска.

Телевизор.

Видеоплейер.

Магнитофон.

 Компьютер.

Сканер.

Принтер.

Фотокамера цифровая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почемучки

Почемучки...

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников...

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Журнал Почемучки

Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...

Журнал Почемучки №3

Начальная школа - пора золотая!...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"

Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...

Интеллектуальная игра "Почемучки"

Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....