Волшебный карандаш
рабочая программа (1 класс) на тему

Загрутдинова Нурсиня Мавлютовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_karandash_1_klass.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа надпредметного курса «Волшебный карандаш » для __1_ класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального              государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)  
  •  Примерной  основной образовательной программы начального общего  образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от  8 апреля 2015 г. № 1/15)
  •  Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
  • Приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от   августа 2015 года;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  •  Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Учебного плана  МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год  с учётом регионального компонента;
  • Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

 

Отличительные особенности рабочей программы

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.        

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.  

 Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год  (1 час в неделю из расчета 33 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуально-обособленная
  • Фронтальная
  • Коллективная
  • Работа в парах
  • Групповая

   Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

  Технологии обучения:

  • Личностно ориентированного образования
  • Игровые
  • Информационные
  • Деятельностного метода

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

  • тестирование учащихся;
  • выполнение учащимися практической работы;
  • наблюдение педагога.

Цели и задачи реализации программы:

 Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

Содержание программы.

 «Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

 

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

                                           

                               Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1

2

 «Что могут краски?»

1

3

«Изображать можно пятном».

1

4

«Изображать можно пятном»..

1

5

«Осень. Листопад».

1

6

«Силуэт дерева».

1

7.

 «Грустный дождик».

1

8.

«Изображать можно в объёме».

1

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1

11

 «Узоры снежинок».

1

12

Рисуем дерево тампованием.

1

13

«Зимний лес».

1

14

 «Портрет Снегурочки».

1

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1

16

«Снежная птица зимы»..

1

17

«Дом снежной птицы».

1

18

 «Ёлочка – красавица».

1

18

«Кто живёт под снегом».

1

19

 «Красивые рыбы».

1

20

«Мы в цирке».

1

21

«Волшебная птица весны».

1

22

«Моя мама».

1

23

«Цветы и травы»

1

24

«Цветы и бабочки».

1

25

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

1

26

«Моя семья»

1

27

«Веселые фигуры»

1

28

«Домашние питомцы»

1

29

«Победителям –Слава!

1

30

«Весенняя клумба»

1

31

 «Веселая игра»

1

32

«Лето, здравствуй!»

1

33

«Маленькая галерея»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

                                             

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

          18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г

          19. «Начальная школа» - журнал   и  приложение к газете « Первое сентября»

         20. В.С. Кузин   «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.

21. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru 

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru 

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru 

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru 

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school 

Газета «1 сентября»: www.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"

Тема: «Зимние зарисовки»Цели:-  развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;-  расширение методов познания окружающей их действительности;-  формирование культу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Семинарское занятие кружка "Волшебный карандаш" - "Рисуем горы. Наш горный край"

Тема: «Рисуем горы. Наш горный край».Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка художественно-изобразительными средствами.Задачи   Образовательные:научить приемам работы в различных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Занятие на кружке "Волшебный карандаш"

Занятие на внеурочной  деятельности по изо...