Юный эколог
рабочая программа (1 класс) на тему

Загрутдинова Нурсиня Мавлютовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_1_klass.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа надпредметного курса «Юный эколог » для _1  класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального              государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)  
  •  Примерной  основной образовательной программы начального общего  образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от  8 апреля 2015 г. № 1/15)
  •  Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
  • Приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от   августа 2015 года;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  •  Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Учебного плана  МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год  с учётом регионального компонента;
  • Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.

Программа курса «Юный эколог» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Перспективная начальная школа»). В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. «Наш мир в вопросах и заданиях» адаптированное к условиям объединения.

 

Отличительные особенности рабочей программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа   основывается на принципах.

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно - деятельностной организации воспитания.  Воспитание  направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы  состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

Рабочая программа  относится  к  духовно-нравственному направлению рассчитана на 33 часа в год  (1 час в неделю из расчета 33 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Формы, методы, технологии обучения

        В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

  Технологии обучения:

  • Личностно ориентированного образования
  • Игровые
  • Информационные
  • Деятельностного метода

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

  • тестирование учащихся;
  • выполнение учащимися практической работы проекты,  творческие работы;
  • самоанализ и самооценка;
  • наблюдение педагога.

Цели и задачи реализации программы:

 Цель:   способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.

Задачи:

  • Обучающие -   расширять представления об окружающем мире,  формировать ответственность за свои поступки и опыт участия в природоохранной деятельности,
  • Развивающие -- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • Воспитательные -  воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия.

  • проявление интереса  к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; 
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности в том числе на самоанализ и  самоконтроль результата, на  анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказывания в устной и письменной формах;
  •  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  • устанавливать аналогии;
  •  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия.
  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать различные точки зрения;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе.

В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся:

 - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

 - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

 - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

 - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

 - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

 -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

 - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

 -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

 - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природ;

 - оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

 - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

 - выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования,  изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.

Содержание программы.

Содержание программы внеурочной деятельности  соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в гимназии и связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок   учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

         Содержание программы «Юный эколог» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

 

                                           

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Что такое экология?

1

Дом, где мы живём.

1

Практическое занятие «Уборка школьного двора».

1

Неживая природа.

1

Живая природа.

1

Деревья твоего двора.

1

О чем шепчут деревья?

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы».

1

Пернатые друзья.

1

Птицы нашего двора.

1

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».

1

Путешествие за капелькой воды.

1

Соседи-жильцы.

1

Комнатные растения в квартире, классе.

1

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».

1

Дом моей мечты.

1

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Оранжерея на окне.

1

Молчаливые соседи.

1

Возможности природного материала.

1

Влияние природы на эмоции человека.

1

Загадки животного мира.

1

Секреты неживой природы.

1

Экскурсия в природу.

1

Человек – часть живой природы.

1

Охрана природы.

1

Досуговые мероприятия.

1

Викторина «по лесной тропе».

1

Солнце – источник тепла и света

1

Небесные тела

1

Земля, на которой мы живем!

1

Итоговое занятие. Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

1

ИТОГО

33

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                           

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:

  1. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
  2. Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.
  3. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
  4. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.
  5. Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru 

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru 

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru 

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...

Программа "Юный эколог"

программа внеурочной деятельности...