«Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Ольга Ильинична

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, раскрывает формы и методы работы с детьми, обучающимися по программе  7 вида и детьми- инвалидами в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение детей с ОВЗ78.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов»

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.                                                                                                                                                   Д. Медведев.

Приоритетной целью образования в нашей школе при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Учащийся –это "архитектор и строитель" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания.

          Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

                При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий мы опираемся на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии. Конечно, не все технологии педагоги могут применить, работая в классах где есть такие дети. Поэтому иногда эффективнее использовать элементы технологии или включать детей в технологию поэтапно.

Особенностью нашего лицея является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Служба сопровождения (психолог, логопед, педагоги, мед. работник)  организует специальное образовательное пространство (универсальная безбарьерная  среда: индивидуальные образовательные программы: построение индивидуальной образовательной траектории, включение детей во внеурочную деятельность).

            Выявлять и отслеживать детей  с ограниченными возможностями здоровья  специалисты нашей школы начинают ещё на этапе предшкольной подготовки. Уже за 2-3 года до поступления ребёнка в школу мы знаем, какие у него проблемы в развитии, по какому плану, по какой программе работал с ним учитель-логопед, психолог детского сада,  социальный статус семьи и можем составить «портрет» будущего ученика, разработать дальнейший индивидуальный маршрут развития ребёнка.

  В моём классе по результатам ПМПК рекомендовано 5 учащимся обучение в обычном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе.    Это часть детей  оставленных на повторное обучение (Бастанжиева Лера, Денисов Даниил), 1 ребёнок с задержкой психического развития , из семьи с неблагоприятными условиями     воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка (Черняев Максим). Также есть дети с  нарушениями в эмоционально-волевой сфере, у них снижена работоспособность, плохо сформирована память, беден запас слов. (Мальцев В., Гребенщиков С.)

Эти ученики имели проблемы с обучением , начиная с подготовительного класса. По уровню усвоения знаний они намного отставали от своих сверстников в развитии. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывали затруднения в произвольной организации деятельности: они не умели последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое.

     Составляя учебную программу, я учитываю уровень познавательной деятельности этих детей. Темы уроков общие для всего класса, а задания разноуровневые. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ именно на это время. Необходимо давать правильную дозировку заданий, так как обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, уже овладели материалом в достаточной мере, я даю им возможность поработать индивидуально. Цель: добиться эффективности работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых.

     Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.

Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:

                Ι уровень умственной деятельности.

- Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образцу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

ΙΙ уровень умственной деятельности.

- Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.

Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.

ΙΙΙ уровень – творческий.

- Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий.  

      При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя; учет индивидуальных различий школьников.

 Возрастает роль самостоятельной работы учеников. Необходимо оптимальное использование различных дидактических пособий.

        Приведу пример проверки первичного усвоения. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.

1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).

1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц

3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е

Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».

1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 02. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.

3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17

      Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом.

   При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.

Использование на уроках уровневых заданий позволяет добиться от учащихся хороших результатов по предмету, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы.

В своей работе использую другие  различные виды деятельности:

  • Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия – это единственная возможность осуществления коррекции сложного дефекта. На индивидуальном занятии ребёнок не замыкается, не стесняется своего дефекта и процесс коррекции осуществляется более быстро и качественно. Задания подбираю в занимательной форме. По математике – это решение примеров и раскрашивание сказочного персонажа. Обязательным является включение заданий на логику, последовательность и поиск закономерностей. Карточки по русскому языку с доступным текстом и обязательно с красивой картинкой, которая получается в результате выполнения задания. Тексты по чтению обязательно с увеличенным шрифтом, а задания к тексту выполняются цветными карандашами( раскрашивание нужных строк при работе над текстом). Пересказ – по опорным словам или по картинкам.

  • Групповые и фронтальные занятия

Группа формируется на основании проведённой диагностики с учётом сходных диагнозов. Обычно эти группы по 2 и 3 ребёнка. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15–20 минут.

Содержание индивидуальных занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, должно быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем и т. п. дают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т. п.

    Групповые  занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблиц умножения и др.

Содержание индивидуальных или групповых коррекционных занятий на первом году обучения может быть проиллюстрировано следующими примерами.

1. Для учащихся, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишут зеркально, не соблюдают строчку, не запоминают образ цифры, «рисуют» цифру без соблюдения последовательности написания ее элементов и т. п.), готовлю дополнительные пособия (пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр из фланели и наждачной бумаги). Детям, которые плохо ориентируются на странице, нужно выделить рабочую строчку цветным карандашом. Название каждой цифры проговаривается, к ней подбирается соответствующее количество предметов (палочек, геометрических фигур и т. п.).     Ученик класса Денисов Даниил никак не мог запомнить цифры и буквы. Я завела ему отдельную тетрадочку. Каждую цифру и букву мы с ним украшали, придумывали свой образ. Каждый раз в начале занятия он вспоминал название буквы или цифры, глядя в тетрадь, вспоминая ассоциации, которые придумывал вместе с учителем.

2. Для учащихся, у которых принцип слияния их в слоги происходит замедленно, подбирала  на отдельных карточках специальные тренировочные упражнения. Печатала слоги, двигая их по парте, ребёнок видел слияние слогов, процесс чтения оказался более доступным. Также я использовала специальные компьютерные программы, на портале «Умничка», где наглядно под музыку слоги «сливались», а ученик их успешно прочитывал.  

Учет индивидуальных занятий осуществляется в специальном журнале. Для детей заведены отдельные тетради по предметам. Это очень удобно при работе с родителями. В тетради можно проследить выполненные инд. Задания, там же вклеены карточки, прописаны учителем правила для запоминания. Родители видят работу с ребёнком, читают рекомендации учителя для выполнения дом. задания. Хочется отметить, что большинство родителей занимаются с детьми дома дополнительно по предложенным учителем заданиям.


п/п

Список учащихся

Дата

Что

пройдено

Что

задано

на дом

1

2

5

6

1

2

Бастанжиева Лера

Денисов Даниил

1.12

2.12

Коррекция каллиграфии.

Подготовка к теме «Имя существительное».

Письмо элементов букв по выделенной строке

Найти слова на картинке,

 задать вопросы

Кто?Что?  

Окончание табл.

Успехи детей, достигнутые ими на индивидуальных занятиях, необходимо поощрить. Это обязательно красочная картинка, отдельная отметка, запись в дневнике.

Для тех учащихся классов  с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия с логопедом в свободное от уроков и фронтальных занятий время – по специальному графику. В порядке исключения по договоренности с администрацией и учителем в отдельных случаях можно брать ученика с уроков, например, музыки, трудового обучения, физической культуры и др.

             При работе с такими детьми стараюсь создать  положительные эмоции, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

    Для таких детей важно любое развитие и во внеурочной деятельности: стараюсь вовлекать  в проведение мероприятий, каждый должен принять участие, будь то роль в сценке, разучивание стихов, исполнение песни. И всегда говорю таким детям: У тебя всё получится, только приложи старания. Часто мы выезжаем в кинотеатры, в музеи, посещаем любые представления в школе, если даже нет возможности оплатить родителям билет в кукольный театр или в цирк, договариваюсь, провести детей бесплатно, т.к. эти дети ещё и из малообеспеченных семей.

    Отдельно, хочу сказать и о своём опыте в работе с детьми-инвалидами. Несколько лет назад я выпустила из 4 класса ученика, занимающегося на индивидуальном обучении по коррекционной программе 8 вида, Тяпкина Валерия. В работе с этим ребёнком, помимо основной учебной деятельности, были выявлены творческие способности по рисованию и лепке из пластилина. Валерий принял участие во всех творческих конкурсах ДДТ, а также в районном конкурсе, проводимом ко Всероссийскому дню Инвалидов, вместе с его мамой мы оформили его персональную выставку творческих работ и получили Диплом победителя.

   А сейчас я обучаю ребёнка с синдром Дауна. Он почти необучаем, но очень чутко улавливает компьютерные технологии. Он пытается рисовать, играть в развивающие компьютерные игры. Кроме этого мы выучили с ним тематические группы слов, даже овладеваем навыками глобального чтения, зрительно он запомнил основные слова: дом, мама, папа, имена братьев. Он может указывать на предметы, знает цвета. Для него важно нахождение в социуме: посещение столовой, спортзала, спортивной площадки и др.

   Важно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Любой успех ребёнка должен быть отмечен, и в глазах одноклассников он должен быть успешен на своём уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и нав...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающими...