Портфолио ученика
творческая работа учащихся на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Положение о портфолио ученика начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?

Положение

о портфолио обучающегося начальной школы

1.Общие положения.

1.1.Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2.Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной и др.

1.3. Ведение портфолио обязательно для всех обучающихся начального общего образования школы.

2.Цели и задачи портфолио.

2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования обучающегося;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

3.Порядок формирования портфолио.

3.1.Портфолио обучающегося начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

3.3. Портфолио  формируется обучающимся  с помощью педагогов и родителей  (законных представителей). Ответственность за организацию формирования  портфолио  возлагается на классного руководителя и учителей, преподающих в данном классе.

3.4.  Все педагогические работники, участвующие в образовательном процессе ребенка, обязаны принимать участие в пополнении портфолио обучающегося. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования представляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Психолог проводит индивидуальную психодиагностику и консультативную работу.

3.5. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.Структура, содержание и оформление портфолио.

4.1.Портфолио обучающегося имеет:

- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с обучающимся;

- основную часть, которая включает в себя:

  • раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
  • раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Обучающийся наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами (по усмотрению учителя);
  • раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию,  представить в электронном варианте или приложить папку с работами, фото с выступлений и пр..
  • раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости.

4.2.Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в  пункте 4.1 настоящего Положения самим обучающимся в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, по возможности,  в электронном виде.

4.3. Работа обучающихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

4.4. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.
  • Предоставлять достоверную информацию.
  • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
  • В конце каждого полугодия  обучающийся совместно с учителями, воспитателем и родителями проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

5.Критерии оценки достижений обучающихся.

5.1. Портфолио обучающихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:

Раздел

Индикатор

Баллы

Титульный лист, раздел «Мой мир»

Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки

От1 до 5 баллов

Раздел «Моя учеба»

Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов. Систематичность пополнения раздела. Листы самооценки.

- 5 баллов – от 5 и больше работ по каждому предмету;

- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету.

Раздел «Мое творчество»

Наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений, фото изделий, фото выступлений.

От 1 до 5 баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов.

1 балл за каждую грамоту школьного уровня;

2 балла – муниципального уровня;

5 баллов – республиканского уровня;

2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад;

3 балла – за призовые места на дистанционных конкурсах

5.2.  По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

5.3. По результатам оценки Портфолио обучающихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

5.4. Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается. (Приложение 1 ). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 2). В конце учебного года  классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся  в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 3).  Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью школы и сдаются заместителям директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования.

                                                                                                                                                                                      Приложение 1

Критерии оценки Портфолио

1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и

научно-исследовательской деятельности

Показатель

Индикатор

Балл

1.Итоговые отметки  по предметам

 учебного плана

Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по  четвертям),  умноженный на 10

 

2.Контрольные, диагностические, мониторинговые работы

Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10

 

3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности.

 Школа

 Район

Респуб-лика

Всероссийск.

Междунар.

 

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

9 баллов

Победитель

призер

участник

15

10

5

20

15

10

25

20

10

30

25

20

40

4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы

Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням

Школьный

Районный

Республиканск.

Всероссийский

Международн.

1 м +5 баллов

2 м +3 балла

3м +1 балл

1 м +7 баллов

2 м +4 баллов

3м + 2балла

1 м +10 баллов

2 м +7 баллов

3м + 4балла

1 м +15 баллов

2 м +11 баллов

3м +7 баллов

1 м +20 баллов

2 м +15 баллов

3м +10 баллов

2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности

Показатель

Индикатор

Балл

1.Общественная деятельность

 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса

 

 

 

Уровень активности и качество выполнения поручений

 

Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

5 баллов

Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

3 балла

Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

1балл

 

1.2.Сведения об участии  в  делах класса и  школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

5 баллов

3 балла

1 балл

 

2.  Спортивные достижения

2.1.Участие в спортивных соревнованиях

победитель

призер

участник

Уровень школы

15

10

5

Уровень района

20

15

10

Уровень республики

25

20

10

2.2.  Занятия  в спортивных секциях, клубах

  По 5 баллов

3. Творческие достижения

2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах

победитель

призер

участник

Уровень школы

15

10

5

Уровень города

20

15

10

Уровень республики

25

20

10

2.2. Занятия в студиях, кружках и пр.

По 5 баллов

3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.

Показатели

Индикаторы

 

 Высокий уровень оценки

Хороший уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий уровень оценки

Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям

8

6

4

2

Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося  или его творчестве

5

4

 

Похвальный лист  по окончании года

 

5 баллов

Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за  активное участие в жизни класса )

5 баллов

Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности

 

5 баллов

Благодарственное письмо  социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности

5 баллов

4. «Творческая мастерская»

Показатели

Индикаторы

Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности обучающегося (оценивается в целом)

Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)

Представленные работы (или фото c изображением работ)

0-10 баллов

5-10 баллов

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности

0-6  баллов

 

                                       

Приложение 2

Сводная

итоговая ведомость

 по результатам оценки портфолио обучающегося

_______________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_______________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

Класс_______________________________________________________________________________________

Показатели

Кол-во баллов по полугодиям

 Итоговый

балл

1 полугодие

2   полугодие

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

3

Спортивные достижения

4

 Творческие  достижения

5

Дополнительное образование

6.

Участие в мероприятиях  и практиках

7

Участие в общественной жизни

ИТОГО:

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                             Приложение 3

Сводная

итоговая ведомость

 по результатам оценки портфолио обучающихся  _______класса

Гвардейского УВК «общеобразовательная школа 1-111 ступеней-гимназия»

за ______________учебный год

п/п

Фамилия и имя

обучающихся

Количество баллов по критериям

 ИТОГО

Учебная деятельность

Достижения в олимпиадах, конкурсах

Спортивные достижения

Творческие  достижения

Дополнительн. образование

Участие в мероприятиях  и практиках

Участие в общественной жизни

Шаблоны для листов портфолио можно скачать здесь:    http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Портфолио ученика"

Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников...

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Материал к созданию портфолио ученика

В папке некоторые материалы для создания портфолио ученика: карта развития техники чтения, листы для размещения показателей оценки качества, статья о портфолио....

Портфолио ученика начальных классов

Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Электронное портфолио ученика

Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...