Проект "Пословицы и поговорки"
проект на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Проект "Пословицы и поговорки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – творческий проект

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели.  Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

               Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

группа 3 – найти пословицы народов мира;

группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

  Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирал  Ломоносов. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Выступление второй группы.

                                                 Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки. Дома мама сказала: «Всему свое время».

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)

Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)

Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)

Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики.)

Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут.)

                           Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

 А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

 Большое Безделье всегда хвасталось:

 – Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

 Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

 – На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

 Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

 Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

 А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

 Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: – И все равно я лучше!

Учитель. А вы, ребята, как думаете?

Дети. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести   русскую  пословицу  с  иностранной  пословицей.

Язык до Киева доведет.

 В гостях хорошо, а дома лучше.

 Слезами горю не поможешь.

 Утро вечера мудренее.        Тот не заблудится, кто не спрашивает.

 Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

 Один утренний час лучше двух вечерних.

 Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

                                             Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

... рубят – щепки летят. (Лес.)

Не ..., так и не мычи. (Ко рова.)

Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери   части  пословицы.

– сколько волка ни корми

 – век живи

 – любишь кататься

 – лучше поздно

 – семь бед

 – за спрос

 – он все в лес смотрит

 – век учись

 – люби и саночки возить

 – чем никогда

 – один ответ

 – денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

Работа над проектом «Пословицы в современном мире»

«В простоте слова – самая великая мудрость.  Пословицы и песни всегда кратки,  а ума и чувства вложено в них на целые книги».  А.М.Горький

Вся наша жизнь состоит из различных жизненных проектов. Задача учителя научить ребенка успешно реализовывать их. Поэтому уже третий  год в нашей школе  проходит защита наших проектов. На проекте  ученики учатся планировать свою деятельность, ставить цели, задачи, выбирать методы для их достижения, выдвигать гипотезы. Хочу поделиться опытом работы над проектом «Пословицы в современном мире».

В октябре этого года мой 4 «Б» класс участвовал в классной олимпиаде  эрудитов .  Задания олимпиады  требовали отлично разбираться во многих предметах – биологии, литературе, логике, но в основном в русском языке.

Одно из заданий было таким «Доскажи словечко – допиши пословицу!»:

Под лежачий камень вода не ...

Кашу маслом не ...

Каково же было удивление, когда подвела  итоги олимпиады – с этим заданием справились полностью лишь 4 человека  из 21 . Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?

Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, невыразительность и неинформативность – не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах. Мы создали свой групповой практико-ориентированный проект. В проекте участвовал весь класс (21 человек).

Цель проекта

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат – самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 4 «Б» класса ,  в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.  

Задачи проекта:

Провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 9 – 10  лет на базе 4 – б  класса  Гвардейского УВК №2, провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия.

Научиться самостоятельно, искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией.

Развивать творческие способности. Создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 4 «Б» класса  с авторским художественным оформлением.

Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Этапы работы над проектом

1. Тематические уроки с учителем.

На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.

Пословица – это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.

Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:

Пословицы народов мира

Тематические пословицы

Пословицы разных времен

Пословицы с прямым и переносным смыслом

Пословицы с поэтическим и прозаическим складом

Пословицы о пословицах

Пословицы разных источников происхождения.

2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.

Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:

Родина

Человек

Учение, знание

Труд и отдых

3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике.

4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.

5. Попробовать придумать свою пословицу  и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.

6. Оформить книгу пословиц, согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:

Пословицы русского народа, изученные учениками.

Пословицы, придуманные учениками и родителями.

7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.

8. Выступить перед учениками других классов начальной школы  с тематическим уроком-презентацией.

Результаты работы над проектом

После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».

Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.

Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.

Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только учащихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся!

Самое главное в работе над проектом – это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!

     

Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками, формирующие развитие речевой активности школьников, культуры речи.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Я считаю, что после прочтения текста произведения и его анализа нужно работать с пословицами. Например: к русской народной сказки «Лиса и журавль» (17, с.22-23) в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», я предлагаю взять ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не учить».

 Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.

- Как вы понимаете эту пословицу?

 - Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы?

 - Какие выводы вы можете сделать?

 - Как нужно поступить в той или иной ситуации? Как бы вы поступили? Почему?

В половицах и поговорках отражается мудрость, меткость языка, точность в оценке явлений.

 Можно усложнить задание, предложив ещё и такие пословицы:

 (Развивают наглядно-образное мышление)

 1. Труд кормит, а лень портит.

 2. Шило в мешке не утаишь.

 (Развивают речевую активность)

 - Какие из пословиц подходят к произведению?

 - Найдите отрывки в тексте, которые соответствуют пословицам?

 - Какая пословица подходит к иллюстрации?

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например:

 В лесу лес неровен, в миру - люди.

«Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель. «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.», - отвечают дети.

 - Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).

 - Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

 Предлагаю такой вид работы с пословицами - лишь намекаю на пословицу, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу.

Восстановите пословицы.

 - Труд кормит, а что же лень?

 - Поговорка цветочек, а что же пословица?

 - Готовь сани летом, а что ж зимой?

 - За (какой?) горой, как за каменной стеной?

 - (Какая?) книга – лучший друг?

 - (Какую?) дружбу и топором не разрубишь?

 Цель заданий и упражнений помочь детям понять художественную речь, смысл который воплощен в пословицах и поговорках, а также активно развивать культуру речи учащихся.

 В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

 Художественный смысл сравнения раскрывает мудрую мысль пословиц, их содержание.

- В лесу лес неровен, в миру - люди.

 - Друг не испытанный…

 - Ласковое слово…

 - Дурную славу нажить, как…

 - За старой головой, как…

 - Красавица без ума…

Главное привлечь внимание детей к мелодике, красоте народного слова

 Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц и поговорок как фольклорного жанра, я развиваю с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формирую у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого отбираю прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Выводы:

 1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру.

 2. Ведущим направлением работы стала гуманизация процесса обучения, введения ребенка в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

 3. Повышается уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма , взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся.

 «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной мысли как, объясняя ему значение пословиц и поговорок.» К.Д. Ушинский.

Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы над развитием речевой активности на уроках чтения и русского языка в начальной школе, можно сделать вывод, что

 для развития культуры здорового образа жизни учащихся необходимо:

 - развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника;

 - воспитывать средствами чтения у ребенка гражданского чувства и активное отношение к читаемому;

 - сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

 - научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ О ТРУДЕ, МАСТЕРСТВЕ И ПРОФЕССИЯХ

 Пословицы и высказывания великих людей о труде

 Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы

 Весёлые вопросы на знание пословиц и крылатых фраз о профессиях

Пословицы и высказывания великих людей для девизов и эпиграфов мероприятия

   Землю солнце красит, а человека  труд.

   О человеке судят по его труду.

  Ремесло - золотой браслет на руке.

  Каков промысел, такова и добыча.

  С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

  Всякое ремесло честно, кроме воровства.

  Всякому молодцу ремесло к лицу.

  Люби дело  мастером будешь.

  На работу с радостью, а с работы с гордостью.

  Какие труды, такие и плоды.

  Пашню пашут, руками не машут.

  С охотой можно и в камень гвоздь забить.

  Белые руки чужие труды любят.

  За всякое дело берись умело.

  Не начавши  думай, а начавши  делай.

  Не за своё дело не берись, а за своим  не ленись.

  Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

  Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  На чужой работе и солнце не движется.

  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

  Птицу узнают в полете, а человека в работе.

  Мала пчелка, да и та работает.

  У плохого мастера и пила плохая.

  Делано наспех  и сделано насмех.

  Маленькое дело лучше большого безделья.

  У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

  Господской работы не переработаешь.

  Цыплят по осени считают.

  Поле труд любит.

  Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.

  Кто ни чего не делает, тот ни когда не имеет времени.

  Кто не работает, тот не ошибается.

  Труд человека кормит, а лень портит.

  Не учи безделью, а учи рукоделью.

  Больше дела  меньше слов.

  Кто в слове скор, тот в деле редко спор.

  Пока железо в работе, его и ржа не берет.

  Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

  Глазам страшно, а руки сделают.

  Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

  За много дел не берись, а в одном отличись.

  Не говори, что делал, а говори, что сделал.

  Думай ввечеру, что делать поутру.

  Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

  У плохого мастера и пила плохая.

  Делано наспех  и сделано насмех.

  Без дела жить  только небо коптить.

  Без дела сидит да в пустой угол глядит.

  Без труда и отдых не сладок.

  Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

  Была бы охота  заладиться всякая работа.

  Кто мало говорит, тот больше делает.

  Кто не работает, тот и не ест.

  Как потопаешь, так и полопаешь.

  Долог день до вечера, коли делать нечего.

  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  С ремеслом и увечный хлеба добудет.

  С молитвой в устах, с работой в руках.

  Кто что знает, тем и хлеб добывает.

  Всякая работа мастера хвалит.

  Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

  У кузнеца руки золотые, а у певца - слова.

  Посеяно с лукошко, там и выросло немножко.

  Больше мастерства нет драгоценности.

  Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.

  Не отрубишь дубка, не надсадя пупка.

  Муравей не велик, а горы копает.

  Кто рано встает, тому Бог подает.

  Дал Бог руки, а веревки сам вей!

  На Бога уповай, а без дела не бывай!

  Не спрашивай урожаю, а паши да молись Богу.

  Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

  Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

  Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит.

  Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  Тот и господин, кто все может сделать один.

  Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

  Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

  Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

  И гладко стружит, и стружки кудрявы.

  Не без ума, так и не без промысла.

  Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.

  Кто что знает, тем и хлеб добывает.

  Всяко ремесло честно, кроме воровства.

  Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

  Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

  Ремеслу везде почет.

  Мастерство везде в почете.

  Кто ленив с сохой, тому все год плохой.

  Делу  время, потехе  час.

  Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)

  Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

(Илья Ильф и Евгений Петров.)

  Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов.)

  Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд  даже самый грубый  возвышается до творчества.

(Максим Горький.)

  Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.

(Вольтер.)

  Труд  целительный бальзам, он  добродетели источник. (Гердер И.)

  Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.

(Смайлс С.)

  Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения. (Екатерина Великая)

  Способность, доблесть  все ничто, пока мы не приложим труд. (Саади)

  В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи)

  Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (Шекспир У.)

  Труд притупляет горе. (Цицерон)

  Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их. (Чернышевский Н. Г.)

  Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие. (Суворов А. В.)

  Трудитесь, пока позволяют силы и годы.(Овидий)

  Тела юношей закаляются трудом. (Цицерон)

  Слава в руках труда. (Леонардо да Винчи)

  Жить  значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

  Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. (Гельвеций К.)

  Деятельность  единственный путь к знанию. (Шоу Б.)

  Назначение человека  в разумной деятельности. (Аристотель)

  Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу. (Плавт)

  Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.(Мишель Монтень)

  Каждый должен быть величествен в своем деле.(Грасиан-и-Моралес)

  Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.(Чехов А. П.)

  Велико ли, мало ли дело, его надо делать.(Эзоп)

  Лучшее лекарство от безделья  постоянный и честный труд.(Сервантес)

  Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством.(Пришвин М. М.)

  Мастер  это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других.

(Словарь парадоксальных определений.)

  Лежит дорога к счастью через труд.    Пути иные к счастью не ведут.   (Абу Шукур.)

  Друзья, берегите минуту и час, Любого из школьных дней! Пусть станет профессором каждый из вас,   В профессии нужной своей.    (М. Раскатов.)

  Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы

    (Ямщик) не огурщик  всякого возит, только рядись.

   Без клещей  (кузнец) что без рук.

   Нельзя  (кузнецу) не ожечься.

  Для того  (кузнец) клещи куёт, чтоб рук не ожечь.

   Не молот железо куёт, а … (кузнец), что молотом бьёт.

   Без топора не  (плотник), без иглы не  (портной).

   Не топор тешет, а  (плотник).

   (Плотник) без топора, что изба без угла.

   Нынче в поле  (тракторист), завтра в армии  (танкист.)

   Каков … (тракторист), таков и трактор.

   Шить не будешь -  (портным) не станешь.

   И  (швец), и  (жнец), и на дуде игрец.

   Всякий  (портной) на свой покрой.

   Добрый  (портной) с запасом шьёт.

   Фасон дороже приклада.  (Портной) за фасон берет.

   Портной гадит, а утюг гладит.

    (Портной) без порток,  (сапожник) без сапог.

   Хороший  (закройщик) все выкроит. По мастерству и закрой.

   Длинная нитка  ленивая  (швея).

   К  (гребцу) и берег приплывает.

   Какова  (пряха), такова на ней и рубаха.

   На хорошего  (охотника) и зверь бежит.

   Умелый  (охотник) зря стрелу не выпустит.

   Все  (охотники) желают знать, где сидит фазан.

   У  (мельника)  хлеб, у  (охотника) – мясо.

    (Рыбака) кормит сеть.

   Один в море не  (рыбак).

  Не перо пишет, а (писарь).

   Сперва сам поучись, потом в  (учителя) становись.

   У  (врача) лечись, а у умного учись.

   Кто яблоко в день съедает, у  (врача) не бывает.

   Время  лучший  (лекарь).

    (Учёный) без практики  пчела без мёду.

   Не учи  (учёного).

   Опыт  лучший  (наставник).

    (Кашевар) сытее живёт князя.

    (Повар) и нюхая наестся.

    (Повар) с голода не умрёт.

   Не котёл варит, а  (стряпуха).

   Каков  (строитель), такова и обитель!

   У семи  (нянек) дитя без глазу.

   Плохому  (танцору) и сапоги мешают.

   Рассказчики не годятся в  (приказчики).

    (Ростовщики) на том свете каленые пятаки голыми руками считают.

   Без  (пастуха) овцы не стадо.

  Добрый  (пастух) не о себе печется, о скотине.

   Волк не (пастух), а свинья не  (огородник).

   Плохой  (пастух), который к волчьему вою глух.

   У хорошей  (доярки) корова маслом доится.

   Хорош  (садовник), хорош и крыжовник.

   У всякого  (скомороха) свои погудки.

   Всяк спляшет, да не как  (скоморох).

   Пошел в  (попы), служи и панихиды!

   Крестил  (поп) Иваном, да прозвали люди болваном.

  Не пойдешь в звонари, не попадешь и в  (пономари).

    (Поп) ждёт покойника, а  (судья) разбойника.

   Бог любит праведника, а ... (судья) ябедника.

   У  (попа) сдачи, у  (портного) отдачи не спрашивай.

    (Солдат) спит, а служба идёт.

   Автомат да лопата  друзья  (солдата).

   Плох тот  (солдат), который не мечтает стать  (генералом).

    (Солдату) отец  командир; мать и мачеха  служба.

   Порядок в роте  и  (старшина) в почёте.

   Смелости учись у … (разведчика), осторожности у … (сапёра) – никогда не ошибёшься.

    (Снайпер) бьёт издалека, но всегда наверняка.

   Крепка рать  (воеводою), тюрьма огородою.

   Два медведя в одной берлоге не уживутся, два  (начальника)  передерутся.

   И медведь ... (костоправ), да самоучка.

  Весёлые вопросы на знание пословиц и крылатых фраз о профессиях

 К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?(Маляры.)

 Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?

(Сапёр.)

 Не боги горшки обжигают, а  Кто?(Гончар.)

 Какая русская пословица приравнивает повара к доктору?

(«Добрый повар стоит доктора». Ведь от питания во многом зависит здоровье человека.)

 Как физики заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?

(А произведение силы на расстояние. «Работа не волк, в лес не убежит».)

 В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?

(И волки сыты, и овцы целы.)

 Назовите фольклорного погонщика телят.(Макар. Куда Макар телят не гонял.)

 Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:

 А. Разотрут.                               В. Перетрут.

 Б. Оботрут.                                Г. Притрут.

 Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека…»?

 А. Парикмахер.                         В. Гримёр.

 Б. Маникюрша.                         Г. Труд.

 Как работают лентяи?

 А. Подняв воротник.                В. Спустя рукава.

 Б. Расшнуровав ботинки.        Г. Расстегнув пуговицы.

 Закончите русскую пословицу: «Будешь лениться  узнаешь…»

 А. Кнут.                                      В. Директора.

Б. Голод.                                     Г. Наслаждение.

 Откуда не вытащишь рыбку без труда?

 А. Из аквариума.                      В. Из морозилки.

Б. Из пруда.                                Г. Из пеликана.

 Как говорят о маленькой зарплате или стипендии?

 А. Котята намяукали.             В. Кошка намыла.

Б. Кот наплакал.                      Г. Коту на сапоги.

 Вставьте пропущенное слово в пословицу «... бьёт издалека, но всегда наверняка».

 А. Кузнец.                                  В. Футболист.

Б. Снайпер.                                Г. Боксёр.

 Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?

 А. Пчеловод пчеловода.          В. Рыбак рыбака.

 Б. Охотник охотника.              Г. Астроном астронома.

 Как заканчивается русская пословица: «Один в поле ...»?

 А. не пахарь.                              В. не футболист.

Б. не воин.                                   Г. не агроном.

 Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи  дитя без глазу»:

 А. Учителей.                             В. Нянек.

 Б. Окулистов.                            Г. Тренеров.

 Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?

 А. Портным.                              В. Кузнецом.

 Б. Укротителем.                       Г. Программистом.

 Какая профессия пропущена в пословице: «Без клещей , что без рук»?

 А. Стоматолог.                          В. Кузнец.

 Б. Арахнолог.                             Г. Инфекционист.

(Речь идёт об инструменте для захвата, зажима, а не о несущих различные инфекции паукообразных, которых изучает наука арахнология.)

 Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?

 А. Телевизионщика.                В. Электрика.

 Б. Web-мастера.                        Г. Рыбака.

 

 Классный час в 3-м классе по теме "Что такое настоящая дружба?"

Цели:

Выявить первоначальные представления детей о том, что такое дружба и способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба” и “друг”.

Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.

Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.

Оборудование:

для учителя: тема урока, веер проблем, таблицы-проекты, законы дружбы, мяч, синонимы из словаря, ключевые слова, магнитофон, аудиокассета, портреты друзей.

для учащихся: конверт с отдельными словами, пословицы, тесты, листочки.

Форма проведения: урок-проект.

                                Ход урока

1. Организационный момент. Диалог между учениками.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У каждой группы на столе конверт с пословицей из отдельных слов. Надо собрать пословицу и прикрепить её к доске.

Пословицы: “Друг за друга стой, и выиграешь бой”, “Без друга на душе вьюга”, “С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде”.

- Что интересного заметили? (Все пословицы о дружбе)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

Открывается тема урока. "Что такое настоящая дружба?"

3. Работа над темой.

- Сегодня мы будем проектировать наши знания и умения по теме занятия.

- Что такое проект? (План, предположение)

- А с чего начинается работа над любым понятием? (С выяснения лексического значения слова)

Проект № 1

Что такое дружба?

а) Прослушайте, пожалуйста, рассказ В.Сухомлинского “Наш папа выздоровел” и свяжите его с темой нашего занятия.

Инсценировка

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенёс три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся Катя ночью и слышит: мама плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников: Петю и Гришу и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.

- Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Учитель: Почему заплакала Катя? (Дети продолжают инсценировку)

- Почему ты плачешь, Катя? - услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.

Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:

- Наш папа выздоровел…

- Как это хорошо! – обрадовался Костя. Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдём после уроков к нам, нарвём подснежников и понесём вашему папе.

Радость сияла в Катиных глазах.

Учитель: Отчего засияла радость в глазах Кати?

- Как вы относитесь к поступку Кости?

- Можно ли Костю назвать другом?

Даже если он раньше не был другом, то сегодня он им точно стал.

- Сможет ли Катя доверить в дальнейшем Косте свою тайну?

б) На доске написано предложение: “Друг – это тот, кто…”.

Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, а учитель во время выступления учеников составляет на доске перечень ключевых слов.

взаимная помощь

эмоциональная близость

понимание

верность

поддержка

умение хранить тайны

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

в) Друг – это всегда серьёзно. Какой человек может обладать всеми этими качествами? (Добрый). Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Предложенный ранее тест поможет вам определить, добрый ли у вас характер?

Тест “Добрый ли у вас характер?”

Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

Верите ли вы, что друзья преданы вам?

Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: “Эй, ты, поди сюда”?

Способны ли вы ударить кошку или собаку?

Часто ли вы болеете?

Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?

Тяготят ли вас общественные обязанности?

Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

Сохранили ли вы свои детские игрушки?

Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

Злопамятны ли вы?

Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

Раздражает ли вас классическая музыка?

Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков – у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям.

От 8 до 15 очков – вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно ладить.

Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать.

Сейчас пошлите добро своему другу жестом, мимикой.

г) Послушайте стихотворение А.Барто (читает ученик).

Все живут – не тужат,

 А со мной не дружат.

 Бант у Кати расписной,

 Красные колготки.

 И характер кроткий.

 Я шепчу:

 - Дружи со мной…

 Мы же одногодки,

 Как сестрички мы почти,

 Мы как две голубки

 Из одной скорлупки.

 Я шепчу: Но ты учти -

 Ты во всём должна идти

 Другу на уступки.

 Предлагаю Ильиной:

 - Ты дружи со мной одной, -

 Есть разряд у Ильиной,

 И спортивный свитер,

 И девчонок свита.

 Подружусь я с Ильиной,

 Стану знаменита!

 Все пятёрки до одной

 У Светловой Нади.

 Я прошу: - А ты со мной

 Подружись хоть на день!

 Мы с тобой поладим.

 Будешь ты меня спасать –

 Дашь контрольную списать.

 А девчонки на дыбы.

 Говорят: - Молчала бы!

 Не вставать же на колени,

 Уговаривать подруг…

 Напишу я объявленье:

 Срочно требуется друг!

- Какие черты характера ярко видны у этой девочки? (Завистливая, льстивая, неискренняя, равнодушная, эгоистичная, наглая, нечестная и т.д.)

- Хотели бы вы стать её другом?

Каким должен быть настоящий друг? (Верным, вежливым, добрым, мудрым, культурным, скромным и т.д.)

- А какой литературный герой призывал жить в дружбе? О каком положительном качестве пел в своей песне Кот Леопольд?

д) Физминутка под песню “Если добрый ты”.

- Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный, доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку вместе ходить в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими.

Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесём их в наш словарь.

- Как можно назвать друга? Какими словами?

Проект № 2

Друг? Товарищ? Приятель? Одноклассник? Ровесник?

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни (школьный товарищ, боевой товарищ, товарищ по работе).

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник – человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.

- Как же отличить дружеские отношения от истинной дружбы? Это сложно, но задуматься над этим вопросом стоит, и научиться этому сложному искусству надо.

Проект № 3

“Слово друг у всех на устах, но истинная дружба редка”

а) Учащиеся каждой группы получают по 3 звезды, на лучах которых пишут самые главные на их взгляд качества, без которых дружба состояться не может (бескорыстие, ответственность, уважительность, верность, терпимость, великодушие, чуткость, предупредительность, честность, трудолюбие, упорство, любознательность…).

б) Как связаны между собой дружба и критика?

“Только в одном случае нам

 нечего бояться оскорбить друга –

 это когда дело идёт о том, чтобы высказать ему правду

 и таким образом, доказать ему свою верность”

(Гораций)

- Надо ли примеряться с недостатками других людей? Древние арабы говорили, что, если будешь искать друзей без недостатков, то и вовсе без друзей останешься…

Иногда можно простить друг другу слабости.

в) Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.

г) Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет друга по заранее нарисованному рисунку).

д) Игра-проблема “Да – нет – может быть” (от каждой группы двое играющих).

Учитель предлагает веер проблем для оценочной реакции играющих. Играющие откликаются, направляясь в ту сторону, где написано нужное слово:

Мизансцена

Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить. Ты послушаешь запрет?

Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?

Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать. Ты согласен с этим?

Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Это так?

Вы только что искали правильный для себя ответ, разрешая противоречие. Таким образом, каждый решивший проблему, становится строителем своей судьбы. А человек, помогший другу, ещё раз доказывает, что дружба у них истинная, настоящая.

Проект № 4

“Хочешь иметь друзей, будь другом сам”

- Почему распадается дружба?

Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему – то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.

Ученик читает стихотворение Н.Доризо.

Другу ты отдать сумей,

 Всё тепло души своей.

 Всё отдал - богаче стал,

 Что сберёг, то потерял.

 Лишь тот не на год –

 Навсегда богат.

 Кто дружбу сохранит, как бесценный вклад.

 Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,

 Кто дружбу пронесёт честно

 Сквозь года.

б) Прослушайте песню В.Высоцкого и ответьте на вопрос:

- Как предлагает автор испытать друга?

Прослушивание песни “Если друг оказался вдруг…”.

в) Работа в группах. Составление законов дружбы (под лёгкую музыку). Обобщение.

Законы дружбы

Не обзывай и не унижай своего друга.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Не предавай своего друга.

г) Работа над пословицами, составленными в начале урока.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие “открытия” сделали на занятии?

- Что захотелось изменить в своей жизни?

Ученик читает стихотворение А.Островского.

Как хорошо, что дружба есть на свете,

 Она, как воздух, нам с тобой нужна.

 Так пусть шагает дружба по планете,

 Пускай, как солнце, светит нам она.

 Всюду, всюду с нами дружба!

 Наша песня, наше знамя – дружба!

 Как пароль запомнить всем нам нужно -

Дружба,

дружба,

дружба!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Пословицы и поговорки

     Пословицы и поговорки...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

презентация "пословицы и поговорки о воде"

данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, при подготовке внеклассных мероприятий...

Пословицы и поговорки (часть 1)

Материал удобно использовать при проведении недели "Пословицы и поговорки в нашей жизни", для оформления стендов в классе и рекреации школы....

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...