Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Презентация"
учебно-методический материал по теме

Антонова Светлана Борисовна

Презентация "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_konkurs.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Слайд 2

Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, составление настенных таблиц трудных слов. С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.

Слайд 3

Орфографические различия дают основания разделить слова на: 1. Слова с безударными гласными: Д е ревня П о м и дор 2. Слова с двойными согласными: Ро сс ия Гру пп а Ру сс кий 3. Слова со звонкими и глухими согласными: Во к зал В дру г 4. Слова с непроизносимыми согласными: Лес т ница

Слайд 4

В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика слова. Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную деятельность учащихся. Существует проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать.

Слайд 5

Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся: 1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание) 2. Мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций. 3. Подбор однокоренных сложносокращённых слов. 4. Этимологический анализ. Приёмы 1 , 2 , 3 – опора на механическое запоминание А приём 4 – опора на сознание

Слайд 6

Механическое запоминание написания слова опирается на комплекс анализаторов. Сочетание факторов в запоминании правописания слов: зрительный слуховой речедвигательный рукодвигатеьлный мыслительный

Слайд 7

Орфографическое проговаривание – приём, который развивает орфографическую память. Рекомендуется для запоминания правописания слов не только повторное списывание, но и соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием

Слайд 8

Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов. 1. Внимательно прочитай слово про себя и вслух. 2. Узнай значение слова (словари). 3. Прочитай слово по слогам и запиши его. 4. Подчеркни ту часть слова, которую стараешься запомнить. 5. Проверь по словарю, правильно ли записал слово, произнеся его по слогам. 6. Подбери несколько родственных слов и напиши слово 2-3 раза…

Слайд 9

Мнемоника – (от греч. – «искусство запоминания») – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Слайд 10

Мнемонические приёмы: а) в словах, где несколько одинаковых гласных, указать их количество. Д и сц и пл и на (3 «И») М о л о к о (3 «О») Б а р а б а н (3 «А») П а л а тк а (3 «А»)

Слайд 11

б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память ребёнка. Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом общим признаком: цвет, форма, действие, материал, количество… 2. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Слайд 12

Запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова. К о рабль – линк о р Б а тальон – комб а т

Слайд 13

Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение на научную основу. Он должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей. Задачи этимологического анализа : 1. Определение исконно или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой) 2. Выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности. 3. Установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло. 4. Реконструкция его праформы и старого значения.

Слайд 14

При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

Слайд 15

В чём различие в написании слов обаяние и обоняние ? (различия в происхождении и историческом морфемном строении) Обаяние – очарование, притягательная сила. Этимологический корень -ба-, который был в древнем глаголе -баять-. Обаять – околдовать словами. От него произошли слова: басня, байка, бай-бай. Обоняние – способность к восприятию запахов. Образовано от глагола воняти (пахнуть). При написании слова сохраняет графический облик корня вонь (запах).

Слайд 16

Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями. 1. Работа со словарём . - выписать 5 слов, начинающихся на определённую букву - выписать слова с «ь» в середине слова 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам . (запись слов по алфавиту, по группам в соответствии с орфографическими особенностями) 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи . (правильное ударение в словах, составление предложений с данными словами) 4. Выборочный диктант . (учитель вслух читает текст, учащиеся записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами)

Слайд 17

5. Диктант по картинке (карточкам) 6. Диктант по памяти . (запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и нужно воспроизвести их по памяти) 7. Диктант с комментарием . (ученики комментируют правописание слов) 8. Диктант с использованием загадок . (учитель зачитывает загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова) 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся . (подобрать однокоренные слова к словам «трактор», «вокзал») 10. Творческие задания . (составление творческого словарика, в котором к словарным словам надо подобрать картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из детских книг или самим сочинить загадки, стишки)

Слайд 18

Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с опорой на этимологию. Формируется представление о языке как о развивающем явлении, о связи языка с историей страны, народа. Закладывается основа лингвистического мышления. У учащихся развивается логическое мышление, активизируются познавательные процессы, воспитывается интерес к языку.

Слайд 20

В экспериментальной группе на отлично написали 70% учащихся. В контрольной группе на отлично написали 30% учащихся.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов ОстренкоЛ.П.

Представлены материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов Остренко Л.П., которые включают следующие документы:1.заявку на ...

Региональный этап Всероссийского конкурса. Объяснительная записка методического семинара

Обеспечить развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода....

Аналитическая записка участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2016 году. Эссе " Я - учитель".

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.Генри АдамсТрудно привести к добру  нравоучениями, легко примером.Сенека...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Пояснительная записка"

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».

Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности  младших школьников в  условиях реализации ФГОС НОО»...

Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"(1)

1 часть презеннтации.Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном  этапе конкурса "Учитель года -2020"....