Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
рабочая программа на тему

Андреева Наталья Викторовна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_v_5_g_5_v.docx63.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                              СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                       Зам. директора по КР                      Директор школы

Протокол № ____                      _____Н.А.Калмыкова                       ______Н.А.Бражникова

от «__» сентября  20___г.             «___» сентября  20__ г.                     «__»сентября  20___ г.

Председатель МО

____А.В.Мазикова

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

Для обучающихся 4 В, 5 Г, 5 В классов

На 2016-2017 учебный год

                                                                       Составитель:

                                                                       учитель-дефектолог:  Андреева Н.В.

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист

Содержание рабочей программы

2

Пояснительная записка

3-4

Содержание дефектологических занятий

5-7

Планируемые результаты

8

Календарно-тематическое планирование

9-14

Лист корректировки

15

Пояснительная записка

  Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

  Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.     Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

  Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

  Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

  Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4  и 5-9 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

4-5 классы

  1. Формирование сенсомоторных функций:

1. Развитие зрительного и слухового гнозиса.

2. Развитие пространственного гнозопраксиса

3. Развитие временных представлений

  1. Развитие математических представлений:

1. Нумерация чисел. Арифметические действия с числами

2. Арифметические и нестандартные задачи

       3. Элементы наглядной геометрии

  1. Формирование логических операций:

1. Формирование сериации и систематизации

2. Формирование сравнения, классификации, обобщения

3. Формирование анализа и синтеза

4. Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей

5. Формирование умозаключений на основе аналогий, лабиринтных и комбинаторных задач

  1. Расширение кругозора:

1. Расширение представлений о растительном мире

2. Расширение представлений о животном мире

3. Человек и его ближайшее окружение. Формирование знаний и представлений о жизни общества. Улучшение  социальной ориентировки

  1. Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

Содержание дефектологических занятий

Групповые занятия 4-5 класы

Примерная тематика

Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» решает ряд задач, связанных с расширение двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, выполнение отдельных действий по инструкции педагога; предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, развитие координации руки и глаз.

        

4, 5 класс

Бросание в цель (вертикальную и горизонтальную; повороты с движением рук; перестроения; обводки по внешнему трафарету, штриховки; шнуровки, завязывание; игры с крупной и мелкой мозаикой; аппликация (в т.ч. рваная); определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый маленький); определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений; лепка из пластилина и соленого теста; речевые игры с движениями; практические работы в технике оригами.

Раздел «Развитие восприятия формы, величины, цвета» предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным нескольким признакам, составлять серийные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы для измерения.


Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлен рядом своеобразных особенностей. Зрительное восприятие умственно отсталых школьников значительно затрудняет ознакомление ребенка с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, снижение остроты зрения и др.

4, 5  класс

Дидактические игры и упражнения на: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 5-7 деталей); сравнение предметов (5-7 предмета); упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти». Он предполагает использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых и речевых, музыкальных звуков и шумов.


Раздел
«Развитие восприятия пространства».  Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязи между предметами и явлениями.

В процессе специальной работы на коррекционных занятиях у ребенка формируются следующие умения: ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, ориентироваться на поле листа бумаги; двигаться в заданном направлении и изменять его.

4, 5 класс

Дидактические игры и упражнения на: ориентировку в собственном теле, движения в заданном направлении; ориентировку на листе бумаги; ориентировку в помещении; составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур. Вербализация пространственных ощущений.


Раздел
 «Развитие восприятия времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года.

4, 5 класс

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с часами. Меры времени. Определение времени по часам и без них.

Планируемые  результаты

В результате целенаправленной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях  школьники должны научиться:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов,   достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
  • Называть несколько вариантов исключения лишнего предмета среди групп однородных, обосновывать свой выбор.
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
  • Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
  • Определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.
  • Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Воспринимать ритмические структуры с опорой на зрительную  модель и без нее (на слух).
  • Дифференцировать временные взаимоотношения на невербальном и вербальном уровнях.
  • Знать нумерацию чисел, совершать арифметические действия.
  • Решать математические, комбинаторные и логические задачи (анализ условий, практическое решение или схематизация процессов решения, выводы).
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Видеть рамки своей деятельности;

Календарно-тематическое планирование

 Составлено из расчета 34 учебных недели в год, 2 часа в неделю; из них 4 недели отводится на обследование учащихся (сентябрь, май – по две недели).

4 В

1 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Диагностика

2

1

Диагностика

3

1

Диагностика

4

            1

Диагностика

5

1

Осень. Признаки осени

6

1

Осень. Осенние месяцы

7

1

Дни недели. Части суток

8

1

Овощи,  фрукты

9

            1

Грибы

10

1

Времена года

11

1

Труд людей осенью. Машины-помощники

12

1

Овощи и фрукты

13

1

Ягоды

14

1

Деревья. Листья различных деревьев

15

1

Мебель

16

1

Посуда

2 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Осень. Осенние признаки. Осенние месяцы

2

1

Перелетные птицы

3

1

Зимующие птицы

4

1

Помощь людей зимующим птицам

5

1

Одежда

6

1

Подготовка животных к зиме

7

1

Обобщение по теме: «Осень»

8

1

Зима. Признаки зимы

9

1

Зимние месяцы

10

1

Зима. Изменения в природе

11

1

Поделка на тему «Зима»

12

1

Зимние игры и забавы

13

1

Новый год. Символы праздника. Подготовка людей к Новому году

14

1

Новый год. Новогодняя сказка

15

1

Итоговое занятие

3 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Новогодние праздники

2

1

Зимние игры и забавы

3

1

Зимние виды спорта

4

1

Зимняя одежда

5

            1

Труд людей зимой. Машины-помощники

6

1

Зимняя обувь

7

1

Зимующие птицы

8

1

Домашние животные и их детеныши

9

1

Дикие животные и их детеныши

10

            1

Дифференциация: дикие и домашние животные

11

            1

Мужские профессии

12

1

День Защитника Отечества

13

1

Обобщающее занятие по теме «Зима»

14

1

Весна. Признаки весны. Весенние изменения

15

1

Женские профессии

16

1

Международный женский день

17

1

Весна. Раннецветущие растения

18

1

Транспорт. Виды транспорта

19

1

Перелетные птицы

20

            1

Обобщение по теме профессии

4 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Перелетные птицы

2

1

Растительный мир

3

1

Учреждения города

4

1

Космос

5

1

Мебель

6

1

Одежда

7

1

Посуда

8

1

Земноводные

9

1

День победы

10

1

Рыбы

11

1

Лето. Признаки лета. Летние месяцы

12

1

Диагностика

13

1

Диагностика

14

1

Диагностика

15

1

Диагностика

5 В

1 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Диагностика

2

1

Диагностика

3

1

Диагностика

4

            1

Диагностика

5

1

Осень. Признаки осени

6

1

Времена года

7

1

Дни недели, части суток

8

1

Труд людей осенью

9

            1

Грибы

10

1

Овощи, фрукты

11

1

Ягоды

12

1

Деревья, кустарники

13

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

14

1

Полевые растения: рожь, кукуруза, овес

15

1

Одежда

16

1

Обувь

2 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Осень. Признаки осени. Осенние месяцы

2

1

Перелетные птиц

3

1

Зимующие птицы

4

1

Помощь людей зимующим птицам

5

1

Одежда

6

1

Обобщение по теме «Осень»

7

1

Зима. Признаки зимы

8

1

Зимние месяцы

9

1

Зима. Изменения в природе

10

1

Поделка на тему «Зима»

11

1

Зимние игры и забавы

12

1

Новый год. Символы праздника. Подготовка людей к Новому году

13

1

Новый год. Новогодняя сказка

14

1

Итоговое занятие

3 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Новогодние праздники

2

1

Зимние игры и забавы

3

1

Зимние виды спорта

4

1

Зимняя одежда

5

           1

Труд людей зимой машины-помощники

6

1

Зимняя обувь

7

1

Зимующие птицы

8

1

Домашние животные

9

1

Дикие животные

10

           1

Дифференциация: дикие и домашние животные

11

           1

Мужские профессии

12

1

День Защитника Отечества

13

1

Обобщающее занятие по теме «Зима»

14

1

Весна. Признаки весны. Изменения в природе

15

1

Международный женский день

16

1

Женские профессии

17

1

Перелетные птицы

18

1

Транспорт. Виды транспорта

4 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Перелетные птицы

2

1

Растительный мир

3

1

Времена года

4

1

Космос

5

1

Посуда

6

1

Одежда

7

1

Мебель

8

1

Насекомые

9

1

Земноводные

10

1

Рыбы

11

1

Реки, озера, водоемы

12

1

Обобщение по теме «весна»

13

1

Диагностика

14

1

Диагностика

15

1

Диагностика

16

1

Диагностика

5 Г

1 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Диагностика

2

1

Диагностика

3

1

Диагностика

4

            1

Диагностика

5

1

Осень. Признаки осени

6

1

Времена года

7

1

Дни недели, части суток

8

1

Труд людей осенью

9

            1

Грибы

10

1

Овощи, фрукты

11

1

Ягоды

12

1

Деревья, кустарники

13

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

14

1

Полевые растения: рожь, кукуруза, овес

15

1

Одежда

2 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Осень. Осенние месяцы. Признаки осени.

2

1

Перелетные птиц

3

1

Зимующие птицы

4

1

Домашние животные

5

1

Дикие животные

6

1

Подготовка животных к зиме

7

1

Обобщение по теме «Осень»

8

1

Зима. Признаки зимы

9

1

Зимние месяцы

10

1

Зима. Изменения в природе

11

1

Зимняя поделка. Елка

12

1

Зимние игры и забавы

13

1

Новый год. Символы праздника, подготовка людей к празднику

14

1

Новый год. Новогодняя сказка

15

1

Итоговое занятие

3 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Новогодние праздники

2

1

Зимние игры и забавы

3

1

Зимние виды спорта

4

1

Зимующие птицы

5

           1

Зимняя одежда

6

1

Труд людей зимой. Машины-помощники

7

1

Зимняя обувь

8

1

Домашние животные и их детеныши

9

1

Дикие животные. Дифференциация: дикие и домашние животные

10

           1

Мужские профессии

11

           1

День Защитника Отечества

12

1

Обобщающее занятие по теме «Зима»

13

1

Весна. Признаки весны. Весенние месяцы

14

1

Женские профессии

15

1

Международный женский день

16

1

Весна. Раннецветущие растения

17

1

Перелетные птицы

18

1

Транспорт. Виды транспорта

4 ЧЕТВЕРТЬ

Дата проведения

Всего часов

Тема занятия

1

1

Обобщение по теме «Профессии»

2

1

Перелетные птицы

3

1

Космос

4

1

Посуда

5

1

Одежда

6

1

Мебель

7

1

Земноводные

8

1

Насекомые

9

1

Рыбы

10

1

День победы

11

1

Обобщение по теме «весна»

12

1

Лето. Признаки лета. Летние месяцы

13

1

Диагностика

14

1

Диагностика

15

1

Диагностика

16

1

Диагностика

Лист корректировки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозиро...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...