РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ЛУКОШКО» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Программа театрального кружка «Лукошко» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлено на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основано  на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детского творчества  в процессе театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukoshko.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Каменского района

Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гоноховская средняя общеобразовательная школа имени Парфёнова Е. Е»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/______________/

Протокол № ___

 

от «____»____________201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е. Е. » Каменского р-на

___________/_________________/

«____»______________201___г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.» Каменского р-на

________/__________________/

Приказ № ___      

от    «____»____________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ЛУКОШКО»

(наименование учебного предмета, курса)

________           общекультурное   _______

(направление)

4 класс

(уровень обучения, класс)

____________________2017 – 2018 учебный год_______________________

(срок реализации программы)

Программу составил _________Смаракова Е.А._____________

(Ф.И.О.учителя, категория)

с. Гонохово

2017 г.

Пояснительная записка.

    Программа театрального кружка «Лукошко» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлено на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основано  на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детского творчества  в процессе театральной деятельности.

Актуальность данной рабочей программы.

Современный социальный заказ на  образование обусловлен задачами  культурно- художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования.

Особенность рабочей программы театрального кружка «Лукошко» состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Цели  и задачи рабочей программы.

Программа предусматривает следующие цели и задачи:

   Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

        1. Познакомить детей с различными видами театра (варежковый, теневой, кукольный).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа  в год (1час в неделю) в  4 классе  на  2017– 2018 ученый год.

Содержание тем учебного курса.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

«Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет (5 ч.)

1.

«Давай поиграем» - прочитывание русских народных сказок по ролям

1

2.

Народное творчество и  культура России. Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки.

1

3.

«Великая сила слова» - о народном творчестве. Проговаривание  потешек, дразнилок по ролям.

1

4.

«Великая сила слова» -  пословицы, присказки, загадки скороговорки.

1

5.

Работа над выразительностью чтения.  «Те, далекие года…»

1

Сценические действия и театральная игра(10 ч.)

6.

«Сказка без слов»,- попробуем измениться. Сценки без слов /мимика и жесты/.

1

7.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Работа над спектаклем.

1

8.

Сценическая игра.  «Русалочка»- работа над этюдами.

1

9.

Игровой урок «Море волнуется…» -развитие воображения.

1

10.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Работа над спектаклем.

1

11.

Одну простую сказку хотим мы показать… Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

1

12.

«Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Сценическая игра.

1

13.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения.  Мимики – сценки, работа над этюдами.

1

14.

Сценическая игра, показ мини – спектакля.

1

15.

Итоговый капустник.

1

Основы театральной культуры (4 ч.)

16.

Что такое театр. Виды театров.

1

17.

Кукольный  театр  Образцова.  Музей кукол при театре.

1

18.

Исскуство, игра  скоромохов в русских театрализованных праздниках.

1

19.

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

«Мы актеры» - постановка спектаклей ( 9 ч.)

20.

«Мы маленькие артисты»  - работа над текстом, этюдами пьесы.

1

21

Показ мини-спектакль «Как медведь трубку курил».

1

22.

«Мы – артисты» - работа над текстом, этюдами пьесы.

1

23.

«Мы – артисты» - работа и репетиция «Репки».

1

24.

Показ «Репки» в детском саду.

1

25.

«Эмоции в музыке»- ролевая игра

1

26.

«Юморина»- разучивание юмористических сценок

1

27.

«Мы – артисты» - работа над текстом, этюдами  пьесы.

1

28.

«Великая  Победа…» - работа над праздничным представлением.

1

«Мы кукловоды» - постановка кукольных спектаклей (6 ч.)

29.

   В гостях у кукол.    Кукольная сказка «В гостях у солнышка».

1

30.

Показ кукольного театра «В гостях у солнышка»

1

31.

Постучимся в «Теремок» обыгрывание  сказок  куклами

1

32.

Кукольный театр и его различия. В гостях у кукол. Просмотр фильма.

1

33.

Репетиция кукольного спектакля «Рукавичка»

1

34.

Показ кукольного спектакля «Рукавичка».

1

ИТОГО:

34 часа

Формы организации, виды деятельности:

Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как:

  • беседа;
  • экскурсии;
  • уроки сценической грамоты;
  • игровые виды деятельности;
  • выразительное чтение;
  • создание масок, костюмов, декораций;
  • участие в постановке спектакля.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. 

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • овладение  способностью принимать и сохранять цели и  задачи учебной деятельности, поиска средств её  осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение  и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством  учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать  нравственную оценку поступков героев;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
  • развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.

Учебно-методическое  обеспечение.

  1. Воспитание игрой / Аникеева Н.П.– М. 2009
  2. Театр.  Методические рекомендации для учителя/ Генералова И.А.. – М., 2010.
  3.  Логика сценической речи. / Запорожец Т.И.– М. 2011
  4.  Театрализованные праздники для детей /Макарова Л.П. – Воронеж. 2013.
  5.  Театр в эстетическом воспитании младших школьников/ Михалова А.Я.– М. 2012
  6. http://www.miroslava-folk.ru/children-theater
  7. http://iluhov.ru/ru/top/texts/texts-kids
  8. http://www.proza.ru/2010/08/01/710

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер.
  2. Медиопроектор.
  3. Экран.
  4. Ширма для кукольного театра
  5. Набор пальчиковых кукол
  6. Костюмы
  7. Декорации


Календарно- тематическое  планирование.

№ п/п

Дата

Тема занятия

Учебные действия

«Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет ( 5 ч.)

1

«Давай поиграем» - прочитывание русских народных сказок по ролям

Выделять главную мысль и видеть конечный результат.

Работать над выразительностью речи.

Различать жанры устного народного творчества.

.

2.

Народное творчество и  культура России. Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки

3.

«Великая сила слова» - о народном творчестве. Проговаривание  потешек, дразнилок по ролям.

4.

«Великая сила слова» -  пословицы, присказки, загадки скороговорки.

5.

Работа над выразительностью чтения.  «Те, далекие года…»

Сценические действия и театральная игра (10 ч.)

6.

«Сказка без слов»,- попробуем измениться. Сценки без слов /мимика и жесты/.

Выражать свои мысли творчески.

Уметь творчески выражать свои мысли.

Научиться общаться вести диалог, выражать свои чувства.

Формировать познавательной цели, познакомиться с культурным фондом

Показать актерские способности.

Обобщить приобретенные навыки.

7.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Работа над спектаклем.

8.

Сценическая игра.  «Русалочка»- работа над этюдами.

9.

Игровой урок «Море волнуется…» -развитие воображения.

10.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Работа над спектаклем.

11.

Одну простую сказку хотим мы показать… Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

12.

«Угадай героя» - развитие воображения, мимики и жестов. Сценическая игра.

13.

Театральная игра «Угадай героя» - развитие воображения.  Мимики – сценки, работа над этюдами.

14.

Сценическая игра, показ мини – спектакля.

15.

Итоговый капустник.

Основы театральной культуры (4 ч.)

16.

Что такое театр. Виды театров.

Познакомиться с культурным  фондом.

Формировать творческий поиск, игру воображения, копировать увиденное.

17.

Кукольный  театр  Образцова.  Музей кукол при театре.

18.

Исскуство, игра  скоморохов в русских театрализованных праздниках.

19.

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

«Мы актеры» - постановка спектаклей (9 ч.)

20

«Мы маленькие артисты»  - работа над текстом, этюдами пьесы.

Выполнять индивидуальное творческое задание.

Показать актерские способности.

Научиться общаться вести диалог, выражать свои чувства.

Научиться слышать настроение через музыку.

Формировать творческий поиск, игру воображения, копировать увиденное.

Выполнить индивидуальное творческое задание.

.

21.

Показ мини-спектакль «Как медведь трубку курил».

22.

«Мы – артисты» - работа над текстом, этюдами пьесы.

23.

«Мы – артисты» - работа и репетиция «Репки».

24.

Показ «Репки» в детском саду.

25.

«Эмоции в музыке»- ролевая игра

26.

«Юморина»- разучивание юмористических сценок

27.

«Мы – артисты» - работа над текстом, этюдами  пьесы.

28.

«Великая  Победа…» - работа над праздничным представлением.

«Мы кукловоды» - постановка кукольных спектаклей ( 6 ч.)

29.

В гостях у кукол.    Кукольная сказка «В гостях у солнышка».

Учиться работать с куклами.

Показать результат своей работы с куклами.

Развивать навык работы с куклами.

Обобщить знания о кукольном театре.

Развивать навык работы с куклами.

Показать результат своей работы с куклами.

30.

Показ кукольного театра «В гостях у солнышка».

31.

Постучимся в «Теремок» обыгрывание  сказок  куклами.

32.

Кукольный театр и его различия. В гостях у кукол. Просмотр фильма.

33.

Репетиция кукольного спектакля «Рукавичка».

34.

Показ кукольного спектакля «Рукавичка».


Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность "Мир деятельности" 1 класс

календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 2 класс "Как понять друг друга без слов"

Урок "Как понять друг друга без слов" относится к коммуникативной линии курса.Основные цели: -познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

Программа внеурочной деятельности "Лукошко" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности «Лукошко» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность ...