Главные вкладки

    Статья на тему:
    Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

    Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2.docx32.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    С.В. Голубева

    учитель ГБОУ школы №407

    Пушкинского района

    Санкт-Петербурга

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ШЕСТИ ДУМАТЕЛЬНЫХ ШЛЯП» Э. ДЕ БОНО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Аннотация: В статье описан метод «Шести думательных шляп». Описаны технология  и особенности его применения в обучении младших школьников при формировании у них коммуникативных универсальных учебных действий.

    Ключевые слова: Младшие школьники, формирование УУД младших школьников, коммуникативные УУД, современные образовательные технологии.

    В настоящее время перед учителем стоит проблема – развитие личности каждого учащегося. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [1].

    К сожалению, современные формы контроля (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) зачастую не позволяют использовать на уроках формы и методы обучения, направленные на личностный рост и развитие коммуникативной культуры школьников. В примерной образовательной программе начального общего образования одной из целевых установок указано достижение младшими школьниками универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные метапредметные умения.

    К коммуникативным УУД относятся:

    • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
    • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [1].

    К видам коммуникативных УУД в начальной школе можно отнести:

    • умение формулировать и задавать вопросы;
    • сотрудничать с одноклассниками и взрослыми в поиске информации;
    • вести спор, доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы;
    • оценка высказываний оппонента;
    • выражать свои мысли полно и четко;
    • пользоваться многообразием речевых средств.

    На достижение коммуникативных УУД младшими школьниками могут работать различные современные методы и формы обучения. Наиболее интересным и эффективным может стать метод «Шести думательных шляп».

    Данный метод является универсальным методом обучения, так как включает в себя сразу несколько образовательных технологий: диалоговые, проблемные, информационные.

    Основоположником метода «Шести думательных шляп» является британский психолог Эдвард де Боно. Он разделил собеседников на шесть групп, подобрав им атрибут – шляпы определенного цвета. Участники каждой группы характеризуются определенным типом мышления.

    1 группа – «Белая шляпа». Отвечает за сбор и озвучивание достоверной информации по заданной проблеме.

    2 группа – «Красная шляпа». Участники выражают эмоции и чувства по поводу озвученной информации или проблеме в целом.

    3 группа – «Черная шляпа». Символ критики. Участники высказывают критические замечания на выдвигаемые гипотезы.

    4 группа – «Зеленая шляпа». Предлагают различные идеи по поводу выхода из сложившейся ситуации или разрешения проблемы.

    5 группа – «Желтая шляпа» - это позитивные стороны рассматриваемого вопроса.

    6 группа – «Синяя шляпа». Организаторы, наблюдатели процесса дискуссии или диспута [3].

    Э. де Боно выбрал атрибутом именно шляпу, так как она подчеркивает новую социальную роль участника беседы.

    В возрасте 7-11 лет у ребенка уже на достаточно высоком уровне сформирована речь, то есть он может строить высказывания. Развито мышление, поэтому он может рассуждать и приводить аргументы в защиту или опровержение какой-либо гипотезы. К данному возрасту у учащегося уже имеется довольно объемный багаж социальных знаний, для обсуждения ему можно предлагать различные проблемы.

    Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.
    Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников — одна из главных проблем совершенствования системы развития речи [3, с.140].

    Технология проведения беседы с использованием данного метода может быть следующей.

    В начале ставиться проблема и тема дискуссии или диспута. Целесообразно выбирать социально-значимую для данного возраста проблему («Как правильно дружить?», «Нужно ли помогать родителям?», «Общение в социальных сетях Интернет»). Затем учащиеся делятся на группы в зависимости от их наклонностей и типа мышления. Учащиеся под руководством учителя участвуют в дискуссии, делают вывод. После беседы обязательна рефлексия.

    В процессе дискуссии с использованием данного метода у учащихся формируются все коммуникативные метапредметные умения. Во-первых, он учится грамотно формулировать и задавать вопросы собеседникам. Во-вторых, он находит необходимую информацию в ходе сотрудничества (беседы). В-третьих, учится доказывать свою точку зрения и высказываться в защиту или опровержение иной. В-четвертых, происходит речевое развитие ребенка.

    Удобно использовать метод «Шести думательных шляп» на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности общекультурного направления.

    На уроке окружающего мира можно обсудить с учащимися проблему охраны природы, соблюдения гигиенических норм поведения, безопасного поведения в различных ситуациях.

    На уроках литературного чтения можно применить данный метод при придумывании окончания рассказа, обсуждении поступка героя произведения, при выявлении главной мысли сказки или рассказа.

    Метод «Шести думательных шляп» является достаточно интересным и доступным для использования в начальной школе и отвечает требованиям ФГОС, так как работает на формирование коммуникативных УУД.

    Литература:

    1. http://минобрнауки.рф/документы/922

    2. Боно де Э. Учите своего ребенка мыслить. - М., изд. Попурри, 2000.

    3. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. – М., Педагогическое общество России, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"

    Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению  обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...

    Мастер -класс «Формирование УУД у младших школьников» Коммуникативные универсальные учебные действия

    Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .

    Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...

    Создание условий для формирования у младших школьников учебной самостоятельности

    Целью и основным результатом образования является усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Что отличает учебную деятельность от процесса приобретения знаний? Как создат...

    Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач на движение.

    Анализ теоретических аспектов данной темы привел нас провести экспериментальную работу по формированию логических действий у младших школьников....

    "Методика обучения математике для формирования у младших школьников коммуникативных УУД"

    В презентации подробно рассказывается, что такое коммуникативные УУД, через какие формы работы они формируются....

    Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

    Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...