Мастер -класс «Формирование УУД у младших школьников» Коммуникативные универсальные учебные действия
методическая разработка на тему

Видякина Марина Владимировна

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коммуникативные УУД25.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мирнинская СОШ

Мастер -класс

«Формирование УУД у младших школьников»

Коммуникативные универсальные  учебные действия.

Составила  учитель начальных классов Видякина М.В.

                                               2014-2015 уч.гг

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В  структуре коммуникативной  компетентности выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении.

Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

. Наша с Вами педагогическая задача - в контексте сравнения научить  обосновывать и доказывать собственное мнение.

.

Дети в начальной школе должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах           

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль  и т.д. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития в младшем школьном возрасте.

Главными показателями развития коммуникативных УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение  уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Коммуникативные универсальные  учебные действия

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации                для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?

- задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)

- методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

- задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

- задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         «отгадай, о ком говорим»;

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание...

Одним из эффективных методов формирования УУД, который формирует развитие социальных навыков школьников это групповые взаимодействия.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах строится по таким правилам:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Важно, чтобы все формы  организации  групповой  работы как можно чаще внедрялись в урок и чередовались. Групповая  форма работы на уроке учит детей умению договариваться и решать большинство своих проблем, не прибегая к конфликтам. Работа должна проводиться систематически, только так можно достичь ожидаемого результата. На первых порах во фронтальном обсуждении результатов много говорилось о том, как работали группы. Называлась пара, которая не справилась с заданием, и пара, которая справилась лучше остальных. Подчеркивалось, что часто причина неудач кроется в неумении или нежелании детей убедить и понять друг друга. Постепенно содержание материала усложняется. От заданий репродуктивного характера группы перешли к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Отметим, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки и  следовательно, формированию  коммуникативной  компетентности  учащихся.  Приведу несколько примеров из своей практики.

Окружающий мир             Парная работа по карточкам

1. Если вы согласны с моими утверждениями, которые я буду вам предлагать, то ставите «+», а если нет, то ставите «-».

1. Мозг управляет деятельностью всего организма? (+)

2. Нервная система человека состоит из ушей, глаз, носа, языка, кожи? (-)

3. Основные органы нервной системы – это головной мозг, спинной мозг и нервы? (+)

4. Черепная коробка защищает головной мозг от повреждения? (-)

5. Длительные компьютерные игры полезны для сохранения здоровья нервной системы? (-)

6. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, надо соблюдать режим дня? (+)  4

- Проверьте ответы по ключу.

2.Тема: Кожа – удивительное изобретение природы. У неё несколько значений.

- Давайте проведём наблюдения и опыты за нашей кожей.

 Практическая часть. Работа в группах.

Определяли свойство кожи .С помощью лупы , зеркала, снега ,тепла, узнавали что кожа  это надёжная защита организма.

- Сейчас мы поработаем в группах.

Первой группе разработать правила ухода за кожей с использованием материала учебника, таким образом, получится памятка по уходу за нашей кожей.

Второй группе составить коллаж на тему «Друзья здоровой кожи» и объяснить свой выбор.

Третья группа :составить памятку первая помощь при ушибах и обморожениях.

Математика

3.Расшифровать  тему урока, решив примеры

При изучении темы «Площадь» Разгадать зашифрованное слово

4.Практическая работа в парах с геометрическим материалом.  Тренировка умения определять площадь фигур  и определять способ определения площади фигур («на глаз», наложить фигуры друг на друга, измерить  одинаковыми мерками)

Литература

5.Работа в парах

. Чтение через строку парами

6.Работа в группах.

В. Осеева «Волшебное слово».

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

Выразительное чтение по ролям (Войти в образ)  

1 группа  Разговор Павлика со стариком (  кепка борода  шляпа трость)

2 группа  Разговор Павлика с сестрой  (кепка бант)

3 группа Разговор Павлика с бабушкой  (кепка платок)

4 группа Разговор Павлика с братом (кепка кепка)

Русский язык

7.Составить синквейн

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Лист

Осенний желтый

Растёт желтеет облетает

Вестник жизни на земле.

Растение

.8.Работа по карточкам.  Вставить букву.  Отгадай слово.

  • Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по) дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во) двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся <при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.

9 .Прочитайте. Озаглавьте текст. Раскройте скобки. Спишите. Выделите приставки в словах, подчеркните предлоги.

(На)стало морозное утро. (На)стеклах (по)явились узоры. Лучи солнечного света (за)играли (на)стекле. Вот (рас)пустился чудесный цветок. Красивы снежные узоры и (в)блеске утреннего солнца и (в)синеве зимнего вечера.

10.

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

  • 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)

  • 2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(Ответ - ЗАВЯЗКА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"

Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению  обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...

Мастер - класс «Формирование познавательных УУД младших школьников в условиях использования УМК «Перспективная начальная школа».

Предлагаемый мастер - класс разработан в рамках ФГОС НОО.Цель: создание условий для профессионального роста педагогов.Задачи:- обобщение опыта работы по формированию познавательных УУД в условиях испо...

Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....

Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...