Представление собственного педагогического опыта
материал на тему


Представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Щербакова Любовь Николаевна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

37 лет

Квалификационная категория

первая, 06.03.2013 г.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема: Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность и перспектива опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими последнее время в системе образования, современными требованиями к школьному обучения. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Я как   учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должна не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается умение учиться (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны и с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД - (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД - (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД  - (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД - (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В связи с переходом на новые государственные стандарты я считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы приема способствующие формированию УУД. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского   общества на основе толерантности, диалога  культур и уважения многонационального,   поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе   образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих  пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,   где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,   познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей   обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей   образования и воспитания и путей их  достижения;

       -  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; 

     - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития  каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,   обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов   освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает     основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Чтобы научить детей учиться, важно построить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен систематически ходить учащийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт и условия для его дальнейшего практического использования в жизни.

Учебная деятельность  - это деятельность ученика, связанная с  одной стороны, с освоением культурных ценностей общества, с другой -  с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.  

Теоретическая база опыта.

Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В классе имеется интерактивная доска, компьютер.

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» выпускает издательство «Просвещение».

Обучение в рамках данной  образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа России» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения и способствуют формированию УУД.

За время работы по теме: Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе, я опиралась на научно-теоретические материалы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение,    2010 г.
  3. Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012 г.
  4. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2008 г.
  5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: 2010 г.
  6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000 г.
  7. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Мне как учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е.  ФГОС Цель образования: достижение не только предметных образовательных результатов, но, и прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. 

Для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Одним из эффективных методов формирования УУД является проблемно-диалогическая технология, которая даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Эта технология учит  новым возможностям построения любого урока, где ученики не остаются просто  слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других.

На уроках применяю приемы «Удивляй», «Актуальность», «Яркое пятно», «Право на ошибку», «Блицконтрольная», «Метод нескольких попыток».

Целью урока становится принадлежность каждого, важно ответить на вопросы «Зачем», «Где и для чего могут пригодиться полученные сведения».

В своих уроках использую занимательный игровой материал; опираюсь на жизненный опыт обучающихся; создаю проблемную ситуацию «Что удивляет», «В чем затруднения», «Какой возникает вопрос».

Формирую у учащихся умение планировать свою деятельность.

В очередной раз убедилась: создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.

При использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.

Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

        Принципы  современной  системы оценивания:  

- в центре оценивания – ученик;

- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания – улучшать качество учения.

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Моя задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. С первого класса учащиеся оценивают свою работу по заданным мной критериям, используя разные знаково-символические средства: «Лесенка», «Светофор», «Смайлики».

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Критерии оценивания также использую при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?"

Взаимооценивание учащихся друг другом я использую  при проверке устного домашнего задания.  Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и сообщают, какую отметку они поставили.

Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.

При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справиться учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.

В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковать прочитанное и формулировать свою позицию, понимать собеседника, автора, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, вовремя чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), познавательных универсальных учебных действий, обеспечивая умения смыслового чтения: извлекать все виды информации из текста, осознанно читать вслух и про себя сплошные и несплошные тексты учебников.

Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

- цель технологии - формирование читательской компетенции младших школьников.

- средства - приемы понимания и анализа текста.

- этапы - работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих отношений, развиваю речь учащихся.

Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения

На этом уроке у детей формировались умения работать со справочным материалом, понимать замысел автора, делать выводы, высказывать предположения.

Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории. Чтобы включить учеников в работу, я использую яркие образы. Это может быть фрагмент мультфильма или красочные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений или интересная биография писателя, кукла, управляемая учителем или памятник героям сказки. Главное — заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.

В нашем классе есть полка с книгами, которые ребята свободно берут, читая их на ежеурочных пятиминутках чтения. На этой полке постоянно появляются новые книги из домашних библиотек ребят. Они обмениваются книгами друг с другом и даже оставляют книги в классе.

Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

Анализ результативности.

Средний показатель качества знаний учащихся составил 80 %.

Качество знаний обучающихся по итогам года составляло:

2012-2013 учебный год - не аттестовывались

2013-2014 учебный год - 84%

2014-2015 учебный год - 81%

2015-2016 учебный год – 78%

2016-2017 учебный год - не аттестовывались

Внешний мониторинг, проводимый в 2013 – 2014 учебном году,  показал качество подготовки обучающихся.

В октябре 2013 года процент успеваемости по русскому языку во 2А классе составил 100%, процент качества знаний – 100%.

В апреле 2014 года процент успеваемости по русскому языку во 2А классе составил 100%, процент качества знаний – 94%.

Проанализировав вышеуказанные результаты, пришла к выводу, что применение современных технологий и методов приводит к стабильным результатам.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, расширять и добывать новые знания, оценивать результаты выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация, есть возможность реализовать свои способности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Современных образовательных технологий в настоящее время большое разнообразие. Проблема выбора необходимого метода и приема технологий возникает перед учителем всегда. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Большая подготовительная работа должна быть проведена к уроку, требующая достаточно большого количества времени, чтобы получить хороший результат.

Применение отдельных приемов не дает результатов, так как учащиеся имеют разный темп овладения учебным материалом и способностью самостоятельно усваивать знания и умения. Поэтому некоторые приемы необходимо использовать в системе.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

За время работы по формированию УУД  и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом "Школа России", были  проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, выступления на методическом совете учителей начальных классов по темам «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности» «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС», «Организация работы учителей с одаренными детьми», «Проектирование урока с позиции требований ФГОС», в рамках республиканского семинара-практикума Школа молодого педагога «Особенности организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ОО» провела классный час «Путь к доброте».

За время работы были разработаны рабочие программы  по предметам для 1-го, 2-го,3-го, 4-го классов.

Проведены открытые уроки  и мероприятия для учителей школы и города, семинары.

Описание использования моего опыта дано в публикациях на моём личном сайте: https://nsportal.ru/shcherbakova-lyubov-nikolaevna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...