Исследовательская работа
творческая работа учащихся на тему

Имярекова Ирина Ивановна

История моего села

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_2017.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Республика Мордовия Ельниковский район

Каньгушанская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

на тему:

«История моего села»  

Выполнил: Коршев Арсений, ученик 3 класса

Руководитель: Имярекова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

Содержание

  1. Введение …………………………………………………….  
  2. Время появления села…………..………………...…….
  3. Жизнь села……………………………………………………
  4. Почему село, а не деревня?……………………………………….…..
  5. Известные люди села …………………………....
  6. Заключение ………………………………………………………..
  7. Список литературы ………………………………………

Введение

                                                                        Горжусь я малой родиной своей,

                                                                        Но возражать, конечно, не посмею,

                                                                        Другие ярче области горят,

                                                                        Но мне  мордовская  милее.

          Тема моей исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Мордовия  – моя малая Родина

         Я люблю свое родное село. Мне посчастливилось жить и родиться на Мордовской земле. На первый взгляд наш край не обладает какой-то необыкновенной экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов, полноводных рек – здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, пруды, в которых не так уж много рыбы, леса, сады. Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете.

     В наш век новых информационных технологий, технических открытий, в век, когда мечта о полете стала реальностью, морские глубины изведаны, горные вершины покорены, человеку порой хочется побыть наедине со своими мыслями, отрешиться от суеты, ежедневных волнений.

    Мордовская деревня.… Это тихая обитель, в которой человек чувствует себя спокойно, забывает о насущных делах и проблемах, переносится в другой мир, полный доброты и умиротворения…

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.

В нашем селе есть краеведческий музей, в котором собрано много материала об истории и заселении села, о людях села.

      Мне хотелось узнать об истории малой родины. Село появилось очень давно, и мне хотелось узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование.

     Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

Цель исследовательской работы:              

 -познакомиться с историей села Каньгуши

Задачи:

- Узнать когда и как возникло село.

- Происхождение названия села.

- Узнать об известных людях нашего села.

Гипотеза:

Предполагаю:

                        - проявится  интерес к изучению истории села

         - обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях.

Мои исследования:

 предположил, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе

        В результате моей работы, смею предположить, изменится:

        - моё отношение к прошлому малой Родины

        -изменится отношение  моих одноклассников

        -обогатятся знания не только у меня и у моих сверстников о родном селе и его людях. Это моя гипотеза.

Время появления села

По преданию, записанному во второй половине девятнадцатого века пензенским краеведом В.М. Терехиным, именно в районе будущего села Каньгуши располагалась ставка хана Батыя перед нападением на рязанское княжество. Косвенным доказательством этого служит сообщение твердого летописца о сосредоточении в это время войск Батыя «под Черным лесом» на границе Рязанского княжества.

      Каньгуши – старинное мордовское село. Расположено на речке Бабошляй, в 24 км от районного центра и 70 км от железнодорожной станции Ковылкино. Название-характеристика: состоит из 2 мокшанских слов — каньф «конопля» и кужа «поляна». Первое документальное упоминание о Каньгушах (как совместном владении мордвы и служилых татар Я. Кильдишева и Т. Янгордина) относится к концу 16 в. — 1-й половине 17 в. В 1743 г. жители села приняли крещение. В 1800 г. была построена церковь Рождества Христова с приделом в память Успения Божьей Матери. В 1824 г. при храме открылось церковно-приходское попечительство. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Каньгуши — село казённое из 103 дворов (624 чел.) Краснослободского уезда. По данным подворной переписи 1913 г., в селе было 178 дворов (1 320 чел.); церковь, церковно-приходская школа, 4 ветряные мельницы с зернохранилищем, кузница, винная лавка, 2 торговых заведения и поташный завод.

       Богата ее история… Сначала в нем было до полутора десятка переселенческих дворов, которые образовали небольшую улицу Алкурня, что в переводе на русский язык означает Нижняя улица.

     Село постепенно расширялось подворно, росла численность населения. Появились улицы Паксякиланга (Полевая улица), Одкурня (Новая улица); Палынка (Погорелая улица) и Вязовка не знаю, почему так ее назвали. На этой лице жили преимущественно крестьяне русской национальности. И русские и мокша между собой всегда ладили. Названия этих улиц и дружба национальностей сохранились до сих пор.

        Впоследствии появилась еще небольшая улочка Томбамляй (по названию речушки, где в  старину каньгушанцы стирали белье, отсюда  ее  название).

     Жизнь села

 В 16-17-е годы в селе насчитывалось уже до 220 домов с населением около 1150 человек. Почти в каждом крестьянском дворе была живность - корова, молодняк крупного рогатого скота, свиньи, овцы, птица и, конечно же, лошадь. Ведь в то время – без нее существовать было невозможно. На лошади пахали землю, сеяли, собирали урожай, подвозили на зиму дрова, вывозили на  поля навоз.

      Надо сказать, что первые переселенцы были очень разумные и хозяйственные люди, так как обосновались не просто на живописном, но и очень  удобном для жизни месте. С северо – востока открываются богатые сенокосные луга и пастбища с множеством озер, где водились разнообразная рыба и водоплавающая  птица. С юго-запада простираются плодородные поля и   2-З  километрах от села река Мокша.

       Люди были трудолюбивыми,  жили по тому времени довольно безбедно. До 1917 года в селе действовала церковно-приходская школа, где  дети получали трехклассное образование. Первой учительницей была Людмила Николаевна  Законова.  А 20- е годы, учила ее дочь Фаина Александровна Мухоедова.

      Плотно прижимались друг к другу крестьянские дома. Особенно много было построено период ленинского НЭПа.  Объединившись по две-три - семьи, сами люди изготовляли из местного сырья и обжигали кирпич, строили дома. Многосемейные родственники строили ветряные мельницы, крупорушки, маслобойки, была даже паровая мельница, работающая при помощи двигателя внутреннего сгорания. Впоследствии эти предприимчивые крестьяне  были лишены прав и сосланы.  Вплоть до 30-х годов из села не было миграции населения. Она началась с периода коллективизации. Из них в село уже никто не возвратился.

        И вот насильственно, под угрозами начали создавать колхоз. Основная масса крестьян вступила в коллективное хозяйство. Обобществили лошадей, инвентарь, часть крупного рогатого скота, птицу. А у единоличников и  «кулаков» весь скот был конфискован. И здесь с 30-х годов начался период вынужденной миграции. Единоличные семьи заколачивали окна и двери своих домов и навсегда покидали село. Они тоже больше не вернулись.

       Нелегко и несладко было и тем, кто остался в селе. Жили и работали - под постоянным страхом.  Было голодно. На крестьян накладывались непосильные денежные и натуральные налоги, а за труд получали «палочки»- трудодни. Колхозник облагался денежным налогом за все:  за приусадебный участок, за посаженую яблоню, - или другое фруктовое дерево, за пчелосемью, за личный скот; Кроме этого, каждый  колхозник облагался в обязательном порядке натуральным налогом. Налоги собирали специальные агенты.

       Нелегко жилось и сельской интеллигенции. Были попытки конфисковать у учителей и медработников личный скот.

      Облегчение люди почувствовали лишь после сентябрьского 1953 году Пленума ЦК партии. С этого времени люди воспрянули духом и взялись строить новые дома. В 1967 году колхозы перешли на денежную оплату. И вот, примерно в эти годы началась добровольная миграция. Во многом это связано с тем что можно было выехать без справки из колхоза и потупить на работу в город.

       Особенно бурное развитие село получило в  конце восьмидесятых. Был построен новый мирорайон. Рядом с церквью построили новую большую школу. Построили административное здание, где разместились правление, библиотека, клуб, почта и медпункт . На селе была работа. И вот наступили 90-е годы. На селе работы стало мало, денег не платили и многие молодые люди уехали в Москву.

      В настоящее время в селе название улиц переименовали: центральная улица (Палынка)Ленина, Вязовка и Алкурне – Луговая, Одкурне- Гагарина и Паксякланга – улица Победы. Но село все же живет дальше. В последние годы построены новые дома. Кто строились сами, а кому построили ипотечные дома.  Хотя после окончания Вузов и училищ в село почти никто не возвращается. К большому сожаленью молодежь не хочет работать на земле.

Почему село, а не деревня?

Так как у нас была церковь, то наше поселение названо селом, а не деревней.    В центре села  на пригорке возвышается церковь,  которая  в настоящее время  восстанавливается. Хотел бы подробнее остановиться на ее истории, так как по своей архитектуре она по крану является памятником истории и культуры. По свидетельству старожилов, церковь построена более 140 лет тому назад. Строилась приблизительно в течение 20 лет. Гашеная известь была 10-15-летней выдержки. Для прочности кладки в нее добавляли яичный белок. Яйца собирали у населения. Кирпич обжигался из местного сырья глины, которой у нас целая гора. Финансировал строительство краснослободский купец первой гильдии Н.. И. Голов. - За это крестьяне села Каньгуши  и  прилежащих деревень отрабатывали на его  полях и лугах.

     В начале 30-х годов несколько раз покушались  на церковь. Первый раз сельские активисты разорили внутреннее оформление и оборудование, сломали все иконы и сожгли. Во второй  раз в 1935 году сбросили все шесть колоколов. Один был весом в 120 пудов, второй — немного поменьше; третий— пожарный, а остальные  — небольшие. Иногда умелый звонарь  заводил приятную музыку, а в зимнюю - непогоду басом большого колокола созывал  заблудившихся ночных путников.

           В 1936 году какая-то рабочая - бригада подтянула к церкви - оборудование   и материалы для лесов, намереваясь сломать ее. Тогда местное руководство во главе с председателем сельского  Совета Т. С, Сабаевым направило ходатайство в Президиум Верховного Совета Мордовской АССР, чтобы церковь оставили под клуб. Ходатайство было удовлетворено.

           И  как ни прискорбно  последняя  попытка сломать церковь была в 1983 году. В то, время построили новое здание школы (рядом с церковью). Бывшему руководителю района  тогда почудилось, что церковь  не вписывается в  местность.  В беседе с местным руководством села обсуждался ряд вариантов, как убрать  «устаревшее здание». В частности, было предложено взорвать.  Но вскоре пришли к выводу, что 45-метровая махина, которая в поперечнике сверху вниз 4-8- метров, с толщиной стен  в один  метр, может упасть на юго-запад и раздавить  школу,  а если рухнет в противоположную сторону, то разрушит жилые дома. Может быть, предлагались и другие варианты, но всё-таки церковь осталась стоять, ободранная ветрами и дождями, без былых куполов.

        В начале 90-х годов церковь вновь открыли. Постепенно  началась реставрация церкви. Из года в год  она  становится такой, какой была много лет назад.

Почему село, а не деревня?

        Так как у нас была церковь, то наше поселение названо селом, а не деревней.    В центре села  на пригорке возвышается церковь,  которая  в настоящее время  восстанавливается. Хотел бы подробнее остановиться на ее истории, так как по своей архитектуре она по крану является памятником истории и культуры. По свидетельству старожилов, церковь построена более 140 лет тому назад. Строилась приблизительно в течение 20 лет. Гашеная известь была 10-15-летней выдержки. Для прочности кладки в нее добавляли яичный белок. Яйца собирали у населения. Кирпич обжигался из местного сырья глины, которой у нас целая гора. Финансировал строительство краснослободский купец верной гильдии Н.. И. Голов. - За это крестьяне села Каньгуши  и  прилежащих деревень отрабатывали на его  полях и лугах.

     В начале 30-х годов несколько раз покушались  на церковь. Первый раз сельские активисты разорили внутреннее оформление и оборудование, сломали все иконы и сожгли. Во второй  раз в 1935 году сбросили все шесть колоколов. Один был весом в 120 пудов, второй — немного поменьше; третий— пожарный, а остальные  — небольшие. Иногда умелый звонарь  заводил приятную музыку, а в зимнюю - непогоду басом большого колокола созывал  заблудившихся ночных путников.

           В 1936 году какая-то рабочая - бригада подтянула к церкви - оборудование   и материалы для лесов, намереваясь сломать ее. Тогда местное руководство во главе с председателем сельского  Совета Т. С, Сабаевым направило ходатайство в Президиум Верховного Совета Мордовской АССР, чтобы церковь оставили под клуб. Ходатайство было удовлетворено.

           И  как ни прискорбно  последняя  попытка сломать церковь была в 1983 году. В то, время построили новое здание школы (рядом с церковью). Бывшему руководителю района  тогда почудилось, что церковь  не вписывается в  местность.  В беседе с местным руководством села обсуждался ряд вариантов, как убрать  «устаревшее здание». В частности, было предложено взорвать.  Но вскоре пришли к выводу, что 45-метровая махина, которая в поперечнике сверху вниз 4-8- метров, с толщиной стен  в один  метр, может упасть на юго-запад и раздавить  школу,  а если рухнет в противоположную сторону, то разрушит жилые дома. Может быть, предлагались и другие варианты, но всё-таки церковь осталась стоять, ободранная ветрами и дождями, без былых куполов.

            В начале 90-х годов церковь вновь открыли. Постепенно  началась реставрация церкви. Из года в год  она  становится такой, какой была много лет назад.

Известные люди села

        Частый гость на родной Каньгушанской земле – известный скульптор, заслуженный художник России Иван Иванович ЧЕРАПКИН. Его работы, выполненные в мраморе, бронзе, дереве радуют любителей искусства всего мира. Ряд произведений посвящён землякам скульптора – славным уроженцам Мордовии. Патриарх Никон, И.М. Яушев, Эрьзя, художник П.Ф. Рябов, ставший первый учителем будущего скульптора. Сейчас И.И. Черапкин живёт в столице, преподаёт в Московском Государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, однако хотя бы раз в год непременно выкраивает время для поездки в родную Мордовию, в Каньгуши. Здесь мастер отдыхает душой, черпает вдохновение, любуясь неброской красотой родного края. Во многих живописных и скульптурных работах И.И. Черапкина отражена его малая родина. Большое влияние на судьбу скульптора оказала его мать, односельчане отзываются о ней, как о женщине, очень сильной духом и к тому же необычайной красоты -  За неё калым давали – сто пудов хлеба. Неимоверная по тем временам цена, 3 коров можно было купить! - рассказывает В.В. Кяшкин. 
        В Каньгушах родился известный историк и обществовед И.Е. АВТАЙКИН. Не забывает родное село директор ООО «Промкомплект» В.К. ПИКСАЙКИН, подарком бизнесмена Каньгушанскому Дому культуры стал современный музыкальный центр.  Родом из Каньгуш бывший директор Атюрьевского ДРСУ, заслуженный строитель РМ, А.Ф. ШУМКИН. Александр Фёдорович –заместитель президента ассоциации борьбы дзюдо РМ, активно пропагандирует массовую физкультуру и спорт высоких достижений.

Заключение.

В результате исследования я выяснил:

         Пустеют улицы села,  в улочке Томбамлей остался один дом, в Вязовке 6 домов.  Так как нет на селе работы,  молодежь вынуждены  уезжать из родного уголка, где они родились, выросли, где жили их родители и деды.

        Но моё село – это моя малая родина.

       И меня переполняет чувство восхищения, и радости  при виде красоты моего села. А когда я впервые прочёл строки из русской народной песни, то сразу понял, что это точно про моё село:

Вижу чудное приволье,                                    

Вижу нивы и поля –

 Это мордовское  раздолье,                                          

Это мокшанская земля.                                      

Вижу горы и долины,                                      

 Вижу степи и луга.                                    

 Это мордовская картина,                                        

Это родина моя

       Учебное исследование «История моего села» - это живой и интересный труд.   Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Я могу с уверенностью сделать вывод, что изучая источники интернет, газетные вырезки и другую литературу, я смог узнать историю малой родины. Моя гипотеза подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...