Работа с одарёнными детьми
статья по теме

Королева Алена Владимировна

Методический материал+тесты для определения вида одарённости детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одарёнными детьми31.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.

      Существует мнение, что дар – это навсегда. Однако исследования доказывают, что одаренность существует только в постоянном развитии. Она либо развивается, либо угасает. Конечно, не все станут великими математиками, музыкантами и художниками, но каждый имеет право на возможность развиваться. Естественно, первыми, кто может заметить у ребенка неординарные способности, являются родители. А задача учителя – вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.

   Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована, как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования», с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

    Качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий.

  Задачами работы по созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в школе являются:

  • изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

       Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Общее понятие одарённости

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа «Одаренные дети», в рамках которой разработана «Рабочая концепция одаренности».

В области опережающего развития познания у одаренных детей отмечается следующее:

- повышенная способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;

- отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении;

- большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы;

- повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

- яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно:

- сильно развитое чувство справедливости;

- хорошо развитое чувство юмора;

- попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";

- преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны:

высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

Типы одарённости

Первый тип - особо одаренные дети.

Второй тип - «обыкновенные» дети.

Второй тип одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности.

Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.

Одаренного ученика заметить нетрудно:

1. Такой ученик обязательно любознателен.

2. Умеет удивляться, рассматривать вопрос с разных точек зрения, умеет самостоятельно мыслить.

3. Одаренные ребята не останавливаются на достигнутом. Им всегда всего мало.

4. Любят вопросы, на которые можно дать несколько верных ответов.

5. Одаренных ребят отличают оригинальные решения, проявляющиеся, прежде всего, в самостоятельных работах.

6. У них масса идей на решение вопроса.

7. Одаренные ребята умеют прогнозировать, имеют интуицию, способны глубоко мыслить.

8. Не отвлекаются на какие-либо помехи при углубленном решении вопроса.

9. Имеют адекватную оценку как собственных мыслей и поступков, так и чужих.

10. Упорны в достижении цели.

11. Самостоятельны, ответственны, уверены в себе.

Цель работы с одарёнными детьми:

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи:

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Задача работы с одаренными обучающимися - максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей.

Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения
  • Усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Система работы с одаренными детьми

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
  5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.

  1. Система преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в основную школу из начального звена;
  2. Создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе;
  3. Система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Этапы работы с одарёнными детьми

1 этап работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, учителя начальной школы, имеющих контакт с ребенком. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.

2 этап – уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

3 этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы

4 этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе проводится диагностика успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ.

Создание мотивации и условий для их оптимального развития

Для создания мотивации используются следующие приёмы:

- рейтинг учащихся

-ведение рукописного альманаха

- создание портфолио с последующей презентацией.

Работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому, ресурсы для такой работы - это внеурочная деятельность, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа.

Формы работы с одаренными детьми:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

а) Творческие:

Например:

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

б) Исследовательские:

Например, объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

в) Информационные:

Например, подготовка доклада о русских лингвистах.

г) Игровые:

Например, обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

д) Практико-ориентированные:

 Например, подготовить альманах «Писатели и поэты моего края».

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Конкурсные работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные задания олимпиадного характера,

предлагаемые учителем на занятиях.

1. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

2. Вставьте пропущенные буквы так, чтобы получившиеся слова соответствовали названным признакам:

к_плю (сущ., ж. р., 1 скл., В.п., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., наст. вр., 1 л., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., буд. вр., 1 л., ед. ч.)

3. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

5. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

7. Запиши, какие слова получаться, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?

Кора, слой, шар, толк, сверь.

8. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, кофе, какао, какаду, пенальти

9. Включи слова и словосочетания в состав предложений. Подчеркни орфограммы, над которыми работал.

а) подарок Кол_

б) отв_рила

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - интеллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, - возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

  • склонность к философскому осмыслению материала;
  • нестандартность мышления;
  • эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
  • индивидуальный стиль деятельности;
  • неровная успеваемость;
  • несоответствие общему темпу работы;
  • странное, непонятное поведение;
  • неумение общаться, конфликтность;
  • неспособность понять очевидное (тугодумие);
  • неподчинение большинству или руководству.

2. Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

  • высокая успеваемость;
  • устойчивость внимания;
  • хорошая память;
  • высокая скорость мышления;
  • безошибочное воспроизведение материала;
  • активность;
  • усидчивость;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность;
  • организованность;
  • эрудированность;
  • умение поддержать общее дело;
  • легкость в общении;
  • владение богатым словарным запасом;
  • свобода в выражении мыслей.

3. Творческая одаренность (креативность):

  • нестандартность мышления;
  • индивидуальный стиль деятельности;
  • развитость воображения;
  • любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
  • изобретательность, находчивость;
  • гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  • оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
  • самостоятельность и независимость в суждениях;
  • стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
  • широта и глубина интересов;
  • устойчивость увлечений и интересов.

4. Социальная одаренность:

  • общительность (популярность в классе);
  • хорошо развитая интуиция;
  • способность к сопереживанию;
  • ярко выраженное чувство юмора;
  • умственное развитие выше среднего;
  • занятость в различных общественных мероприятиях;
  • умение принимать решения;
  • способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
  • терпимость и терпение в работе с людьми;
  • инициативность;
  • ответственность;
  • организаторские способности.

                        Таблица результатов типа одарённости учащихся.

ФИ

Результат

1

Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет"на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10. Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли этот его замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Таблица результатов способностей учащихся.

ФИ

Результат

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....