Главные вкладки

    Статья на тему:
    Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

    Овсиенко Татьяна Алексеевна

    Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Профессиональная компетенция учителей начальных классов»

    «Педагоги не могут успешно кого-то учить,

    если в это же время усердно не учатся сами».

    (Али Апшерони)

    Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.  Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя.   Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Учитель  должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

     Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Понятие «компетентность», «компетенция» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста. 

    Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

    Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях,  поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

    Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

    Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.

    Компетенции – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность. Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

    Профессионализм учителя обеспечивают следующие компетенции педагога: общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смысловая ориентация личности, коммуникативная компетенция, информационная компетенция, социально-трудовая компетенция, профессиональная компетенция педагога.

    Общекультурная компетенция:

    · знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

    · умение рефлектировать личностную систему;

    · толерантность к разным этнокультурам.

    Компетенция личностного самосовершенствования:

    · потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

    · способность к саморазвитию.

    Познавательно-творческая компетенция:

    · умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

    · развитость творческих способностей;

    · способность самостоятельно приобретать новые знания.

    Ценностно-смысловая ориентация личности:

    · осознание своей роли и предназначения;

    · потребность и способность самореализации;

    · увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности.

    Коммуникативная компетенция:

    · владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет.

    Информационная компетенция:

    · умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

    · нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

    · владение информационными технологиями.

    Социально-трудовая компетенция:

    · способность взять на себя ответственность;

    · проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

    · подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

    Профессиональная компетенция педагога:

    · активная жизненная позиция;

    · профессиональные знания и умения;

    · профессиональные личностные качества;

    · творческие умения.

     «Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит  осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое  осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

    Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
    - умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;
    - уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
    - уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
    - уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
    - владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
    - использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
    - уметь организовать понятийную работу детей.

    Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

    Педагог начальной школы должен

    1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

    2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

    3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

    4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

    5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

    6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

    Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

    Известное выражение «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают!» лишний раз убеждает в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель – творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребёнка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

    Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

    Критерии профессиональной компетенции учителя начальных классов

    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:      1.Общекультурный крит...

    СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВТРАХОВОЙ ЗУЛЬФИИ АСКЕРБИЕВНЫ   «Истинная компьютерная грамотность означает не тол...

    Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

    В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

    Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

    План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

    План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

    "Профессиональная компетенция учителей начальных классов."

    Что такое компетентность и компетенции? Компетенции педагога: : общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смыслова...