Классный час "Дорогою добра"
классный час (3 класс) на тему

Сидоренко Анна Иннокентьевна

Классный час посвящен дружбе и доброжелательному отношению к окружающим. Целью данного занятия было:

Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу;  уметь друг другу уступать, слышать и слушать друг  другу;способствовать формированию совершать  добрые дела; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Добро и зло

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к понятиям «добро» и «зло».

Задачи:  актуализировать и расширить представления обучающихся о добре и зле, способствовать осознанию причин, по которым люди должны стремиться к добру и избегать зла. 

Воспитывающие: создать условия для развития ценностного отношения учащихся к собственным поступкам, научить осознавать ценность добра, способствовать формированию стремления совершать добрые дела и поступки

Формируемые УУД:

Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; работать в парах и  группах;

Личностные:  устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; проявлять внимание и желание больше узнать.

Виды деятельности: выполнение и защита творческого задания: групповая работа с раздаточным материалом,  работа в парах; беседа,

Основные понятия: добро, зло,  поступок, бескорыстие, взаимопомощь

Оборудование: листы формата А4, раздаточные материалы – иллюстрации, ножницы, клей;  игра – проверка по закреплению пройденного материала.

Этап урока

    Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

2.

3.

4.

5.

5.

Актуализация

Знания.

Проблема

Постановка цели деятельности

на уроке

Защита своей

Работы

Постановка темы и цели

Психологическая разминка.

 

 

Работа с текстом

Обобщение материала, и ответ на проблемный вопрос.

- Ребята, скажите, должны ли мы обращать внимание на то, что кто-то ведет себя  неправильно в обществе? Почему?

-Можем ли мы точно объяснить,  какое поведение правильно, а какое − нет?

Послушайте притчу

А вот что, появилось на свете, вы запишите на листочках, которые лежат перед вами. Свернете листочек и положите на серединку стола. Мы вернемся к вашим предположениям.

Для того чтобы разобраться, в данной ситуации  мы с вами познакомимся поближе с некоторыми словами – понятиями, которые нам всем хорошо известны. А какие это слова, вы мне расскажите сами после выполнения задания.

У каждой группы лежит лист А4 разделенный пополам и конверт с картинками. Картинки связаны с теми словами, которые помогут нам понять, что же появилось на  свете. Эти картинки иллюстрируют,  какими словами  можно подписать каждую группу.  

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие слова скрылись за этими картинками.

И почему?

Давайте вместе  порассуждаем, что же такое Добро по вашему, что такое Зло?.

А где мы можем узнать, правы ли мы в своих суждениях?

Давайте обратимся к словарю, найдем такое Добро и зло, зачитаем.

А теперь ребята давайте вспомним притчу. Так что же появилось на свете. На какие группы разделились люди на земле.

А что записали вы?

Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

Проведем такой эксперимент

Но для начала я попрошу вас  взяться за руки. Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию

( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

 А почему, как вы думаете?

А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали?

Что же лучше? Делать добро или зло?

У вас на столах лежит текст.

Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы в тексте.

Обсуждение.

Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок Г.Х. Андерсена прочитаете и расскажите нам на уроке чтения.

Возьмите листочки, в которых вы писали свое мнение. Напишите  однокоренные слова к слову Добро, зло.

Составьте с этими словами (однокоренными) 2-3 словосочетания.

Какие словосочетания вам ближе и почему?  Какие ассоциации со словосочетаниями о зле, о добре?  

А сейчас мы проведём аукцион пословиц и поговорок.

Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться быть сдержанным, на зло не отвечать злом, вести  себя правильно среди других людей. Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Голосуем карточками:

Всегда ставь себя выше других.

Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.

Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.

Всегда требуй награды за добрые дела.

Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.

Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.

Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.

Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.

По результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы внимательны к старшим, говорите только правду. Я надеюсь, что на зло вы будете отвечать добром, и эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.         –

Распредели слова по двум колонкам: нежность, зависть, ласка,  забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, лень.

Как вы распределили слова, по какому принципу?

 Что же лучше? Делать добро или зло?

Основное назначение человека — творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З — «Земля», М — «Мыслите», Л — «Люди», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала:

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.

А что нас учит

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем композицию «В мире добра» с добрыми пожеланиями друг другу. Работаем  по группам. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мы сегодня говорили ……

Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?

Давайте будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».

Звучит песня «Дорогою Добра»

А легко ли быть добрым?

Да быть добрым нелегко, но важно. Чтобы немного облегчить эту задачу, давайте попробуем сформулировать правила Доброты. (работа в группах, обсуждение)

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых

Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

Делать добро для близких, друзей

Не завидовать

Не вредничать

Не грубить


 

 

Актуализация знания

Выслушиваются ответы ребят, их предположения.

Среди ответов могут быть как правильные ответы, так и неправильные

На столе лежат листочки для каждого ученика, для записи своей гипотезы. Листочки остаются на столах ввернутыми.

Ученикам предоставляется памятка по организации работы

Ребята выполняют задание, работая в группах. Учитель может оказать консультационную помощь тем, кто колеблется с выбором слова, не давая прямых подсказок. Учитель напоминает о времени выполнения работы, если ученики слишком увлекутся.

Дается 10-15 минут

Ребята по 2 выходят от каждой группы защищать свои работы

Ребята подходят к теме, что это Добро и зло. 10 миннут

Выдвигают свои предположения, что такое добро и зло.

Работа со словарями.

Вывод в притче:

Проверяют, что записали они в своих листочках

Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.  

Ответы детей: музыка, наши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на наше настроение.

Отвечают на вопросы в текстах

Зачитывают

Ответы ребят

Ответы ребят по карточкам:

Зеленая – согласен

Красная – не согласен

Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить

Привлечь гостей и проанализировать наш тест:

Сколько было ….

Проверка

Работа на карточках

Работа в парах

Ребята отвечают

Слайд

Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

На работу уйдет 10-15 минут

Защита своих работ.

Выставка книг

Каждая группа представляет свою работу

видеоролик

 В группах необходимо обсудить прочитанный текст: (учитель раздает каждой группе листочки  с напечатанным текстом)

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно  тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.

-                      Вы очень добры, но я не могу взять последнее.

По мотивам биографии Г.Х. Андерсена.

Учитель: Давайте поразмышляем. Каждой из групп предлагаю для обсуждения свои вопросы.

1.  Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?

2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

            3. Почему девочка отказалась взять монетку

Учитель: Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.

.Психологическая разминка.

 

Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

 

Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.

Проведем такой эксперимент.

Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию

( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.

А почему, как вы думаете?

 Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.

Вы правы в этом.

А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.

Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.

 

Высказывания известных людей о добре и зле. 

Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим.

-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)

-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)

-Зло может остановить добро (древняя мудрость)

-Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)

-Добро всегда побеждает зло.

-Тайное всегда становится явным.

Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром?

. Закрепление.

Давайте теперь установим правила доброты.

Дети называют правила, а учитель записывает на доске.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

  1. Делай добрые дела.
  2. Не отвечай злом на зло.

Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.

Какой цветок лучше?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро и зло

Слайд 2

Добро Добро-высшая нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. К. Сухомлинский.

Слайд 3

Зло Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться исправить. Зло – антиценность, т.е. нечто несовместимое с нравственным поведением. М. Пришвин

Слайд 4

Добро и зло – главные моральные понятия в жизни людей

Слайд 5

Добрые поступки направлены на преодоление разобщенности между людьми

Слайд 6

Зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.

Слайд 7

Добрые поступки совершаются свободно, сознательно, бескорыстно. А не с расчетом на выгоду или награду. Мы делаем добро, когда добиваемся чего-то на благо общества, во имя чего-то большего, чем интересы отдельного человека.

Слайд 8

Добро – это человеколюбие, готовность к взаимопониманию и уважению.

Слайд 9

Добрые дела помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.

Слайд 10

Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро!

Слайд 11

Правила доброты Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду. Прощать ошибки других. Не жадничать. Делиться последним с другом . Защищать слабого . Не грубить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добро и зло"

В данной разработке даны тексты и вопросы к ним для обсуждения....

классный час "Добро и зло"

данный классный час разработан для учащихся 4 класса по теме "Добро и зло". Он стал продолжеие тем по курсу ОРКЭСе....

Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРО И ЗЛО».

«добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому....

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....

Классный час "Доброму везде добро".

Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...

Классный час "Добрые мысли, добрые слова"

Классный час для детей 9-11 лет...