Модели и моделирование в учебном познании
статья (2 класс) по теме

Чернова Любовь Александровна

Понятия «модель» и «моделирование» в педагогическом контексте стало активно применяться в последние десятилетия, однако уже русские педагоги В.П. Вахтеров , Б.Е. Райков, К.Д. Ушинский выделяли и пропагандировали модели (без соответствующего термина) в качестве наглядных средств обучения. Во второй половине 20 века исследования В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина убедительно продемонстрировали, что работа с моделями изучаемых понятий способствует успешному их усвоению учащимися начальных классов. Авторы первыми поставили вопрос о том, что моделирование может являться всеобщим принципом усвоения знаний в системе начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_tochki_zreniya_metodiki_prostaya_zadacha_yavlyaetsya.docx73.74 КБ

Предварительный просмотр:

Модели и моделирование в учебном познании

Понятия «модель» и «моделирование» в педагогическом контексте стало активно применяться в последние десятилетия, однако уже русские педагоги В.П. Вахтеров , Б.Е. Райков, К.Д. Ушинский выделяли и пропагандировали модели (без соответствующего термина) в качестве наглядных средств обучения. Во второй половине 20 века исследования В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина убедительно продемонстрировали, что работа с моделями изучаемых понятий способствует успешному их усвоению учащимися начальных классов. Авторы первыми поставили вопрос о том, что моделирование может являться всеобщим принципом усвоения знаний в системе начального образования.

Применение метода моделирования в обучении как методическая идея имеет свою историю становления в теории и практике начального обучения математике, где первоначально она развивалась в рамках проблемы наглядности обучения.

Целью работы над простой задачей является обучение ребенка самостоятельной работе над текстовой формой простой задачи с применением всех приобретенных ранее умений: − моделирование заданной в тексте задачи ситуации; − выбор арифметического действия и составление математического выражения; − вычисление значения составленного выражения; − запись ответа задачи; − проверка правильности решения задачи.                                  

Смысл работы над простой задачей, заключается в усвоении учащимися двух предметных умений: умении перевести текстовое описание ситуации (словесную модель) в графическую (чертеж, краткую запись, графический рисунок) и записать решение (символическая модель). Таким образом, процесс решения задачи можно представить в следующем виде: словесная модель – графическая – символическая модель. Таким образом, процесс решения задачи рассматривается как процесс поиска системы моделей. Каждая модель представляет собой одну из форм отображения структуры задачи, а преобразование ее идет по пути постепенного обобщения, абстрагирования и в конечном результате построения ее математической (символической) модели. Следовательно, чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель, но для этого используются графические (или другими словами вспомогательные) модели. Уровень овладения моделированием определяет успех решающего задачу. Поэтому обучение моделированию, должно занимать особое место в формировании умения решать задачи, это обучение должно вестись целенаправленно, соблюдая ряд условий.

 Во-первых, все математические понятия, используемые при решении задач, должны изучаться с помощью моделей.

Во-вторых, должна вестись работа по усвоению знаково- символического языка, на котором строится модель. Ученик должен осознавать значение каждого элемента модели, осуществляя переход от реальности (предметной ситуации) к модели и, наоборот, от модели к реальности.

В-третьих, одним из этапов обучения должно быть освоение моделей тех отношений, которые рассматриваются в задачах.

В-четвертых, ученик должен освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой.

Исходя из вышесказанного, процесс работы над простыми задачами можно рассматривать как подготовительный этап к решению составных задач. С данной точки зрения понятие «умение решать простые задачи» можно рассматривать, как умение работать с текстовым описанием ситуации и оформлять его в виде соответствующих моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по теме "Модель и моделирование объекта"

План - конспект урока "Модель и моделирование объекта", 4 класс (авторская разработка)...

Моделирование уроков по ФГОС. Модель урока математики 1 класс.

Комплексный подход к оценке достижения планируемых результатов учащихся в условиях реализации ФГОС....

Моделирование как метод познания окружающего мира.

Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности  я строю  отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и...

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ.

В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол...

Моделирование-как метод познания

Презентация для педагогического совета...

Пособие Палитра" для формирования словаря. Моделирование в учебном процессе.

Дидактическая игра «Палитра»    Пособие «Палитра», созданное на основе немецкого дидактического материала «Paletti».Эта методика позволяет наиболее п...