Исследовательская работа "О лукавой поэтике докучных сказок"
проект (2 класс) на тему

На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных. Но больше всего нам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные сказки.

Что же такое докучная сказка?  В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать  докучные сказки.

Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки:  «У попа была собака…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс исследовательских и творческих работ

«Первые шаги в науке»

Секция

«Гуманитарные науки»

ТЕМА РАБОТЫ

«О лукавой поэтике докучных сказок»

Авторы работы:

Ван-Дэ-Цин Анастасия Алексеевна,

Рыков Михаил Михайлович,

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа №36», 2 «Б» класс,

Руководитель: Улунова Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа №36»

Кемерово, 2017  год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Что такое докучная сказка?..........................................................................4

2. История докучной сказки…………………………………………………….5

3. Композиция, сюжет и структура докучной сказки………………………...6

4. Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни»……………………….7

5. Живут ли в нашем городе докучные сказки?..............................................8

6. Проба пера: сочиняем докучные сказки…………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложения                            

Введение

На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных. Но больше всего нам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные сказки.

Что же такое докучная сказка?  В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать  докучные сказки.

Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки:  «У попа была собака…»

Цель исследования: углубить знания об одном из жанров детского фольклора - докучной сказке.

В процессе исследования мы решали следующие задачи: 

1) узнать историю докучных сказок;

2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские) докучные сказки;

4) создать сборник «Докучные сказки» для использования на внеклассных занятиях по литературе.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей, это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией.

Объектом  нашего  исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка.

Предмет  исследования – своеобразие и  отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.

В ходе выполнения исследования нами  использованы такие методы: анализ литературных источников; анкетирование, наблюдения, сочинение собственных (авторских) сказок; интервьюирование.

1. Что такое докучная  сказка?

«Докука» - старинное слово, обозначающее надоедливую просьбу. Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то, что надоедает, делается скучным. Следовательно, словосочетание «докучная сказка» - сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами.

За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:

1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение: «Докучать, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать…»

2) В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение:  «докука (устар.) - надоедливая просьба, а также надоедливое, скучное дело.

3) В книге для чтения  «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4)  Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: «Сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки»

В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий.  «Докучный»   докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.

2. История докучной сказки

Сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа». В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка? 

Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф. Можаровский, А.Н.Афанасьев,                           Н.П. Колпакова, А.И. Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берутся сказки-шутки, сказки - издевки.

Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая».

Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки.

3. Композиция, сюжет и структура докучной сказки.

Анализируя тексты докучных сказок, мы выяснили, что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует  быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся. Суть докучной сказки заключается в некоем обмане.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Неоправданно короткие.

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили были два гуся,                             Жил - был жеребец,

Вот и сказка вся;                                 Вот и сказке конец.

Персонажами сказок могут быть различные звери, птицы, сказочные персонажи. Основным звеном построения текстов является рифма. У этих сказок неожиданно скорый конец.

Сидел дед 300 лет, а как 301 пошел, он встал и ушел.

2. Неоправданно незаконченные.

Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.

- Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, набрал со всего царства костей, стали мочить - перемочили, стали сушить - кости пересохли, опять намочили... - Ну что же дальше было? - А когда намокнут, тогда доскажу.

3.Неоправданно повторяющиеся  и бесконечные.

По своей структуре эти сказки напоминают маятник, принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.

Раз иду я через мост - под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, на мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - под мостом ворона мокнет …

Данные тексты не имеют  начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?». Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?

4. Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением.

Конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки.

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь у нас будет, сказать тебе сказку  про белого бычка?..

В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку.

 Был себе человек Яшка, на нем красная рубашка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), я говорю: хороша (нехороша), а вот послушай: был себе человек Яшка…

Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем. Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.

 - В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;

4. Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни».

Изучая эту тему, мы заинтересовались, знают ли учащиеся нашей школы, что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование среди одноклассников. В анкетировании приняли участие 26 человек.

Кроме того, нам стало интересно узнать, что  же знают взрослые (наши родители) о докучных сказках? Для этого мы провели опрос и среди них. В анкетировании приняли участие 47 человек.

По результатам анкетирования мы выяснили:

Таблица 1.

№ п/п

Вопросы

Дети

Родители

1

Не знают, что такое докучная сказка

0%

19%

2

Знают, что докучная сказка - это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая.

100%

81%

3

Впервые услышали докучные сказки:

в раннем детстве

в школе

30%

70%

53%

47%

4

Докучные сказки услышали:

от родителей

от учителей

от сверстников

31%

42%

27%

53%

19%

28%

5

Докучные сказки предназначены:

чтобы развеселить людей

чтобы дразнить детей

чтобы дети не плакали

без особой цели

38%

19%

35%

8%

40%

19%

32%

9%

Из данного исследования видно, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и  историческая связь поколений: эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста».

5. Живут ли в нашем городе  докучные сказки?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили встретиться  с жительницей нашего города Макеевой Людмилой Михайловной. Людмила Михайловна почетный работник Общего образования, ветеран труда, руководитель вокального ансамбля «Черемушка», МАОУДО «Детская школа искусств № 46».

Нам удалось не только узнать о докучных сказках, бытующие в нашем городе, но и проиграть докучную сказку «Медведь».

Удалось выяснить, что сказки, бытующие в нашем городе, соответствуют правилам построения и структуре докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для  успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.

6. Проба пера: сочиняем докучные сказки

В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Изучив структуру, законы построения докучных сказок, нам захотелось проявить свои способности  в творчестве. Мы придумали свои докучные сказки. Привлекли к этой работе своих одноклассников и даже родителей.

У нас получился целый сборник докучных сказок, который учитель может использовать в своей дальнейшей работе.

Заключение

Мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.

Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца. Она противостоит  сказочному, волшебному пространству. В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел. В.Г.Белинский в одной из своих статей написал: «В них видны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый 

русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Докучная сказка  по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовке), по содержанию и назначению – к поддёвке.

В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца.

Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.

Наши исследования и наблюдения  подтвердили  гипотезу.

Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Сказки это народная энциклопедия жизни русского народа, они отражают народный образ жизни.

Список литературы

1. Амроян И. Ф. Русские докучные сказки [Текст] / И.Ф. Амроян . - Тольятти, 1996.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / И.С. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2010 г.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М., 1955. Т. 1.

4. Малаховская О.В. Литературное чтение: терадь для самостоятельной работы [Текст]: 1 кл./О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

5. Чуракова Н.А.Литературное чтение [Текст]: 1 кл.: Учеб./ Н.А. Чуракова. – М.:Академкнига/Учебник, 2010.


Приложение 1.

Анкета «Докучные сказки  в нашей жизни»

1. Укажите Ваш возраст ___________________________________________

2. Какие сказки называют докучными? ______________________________

________________________________________________________________

3. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? ___________

________________________________________________________________

4. От кого в первый раз Вы услышали докучные сказки? Нужное подчеркнуть.

- от родителей;

- от учителей;

- от сверстников.

5. Для чего, по Вашему мнению, предназначены докучные сказки? Нужное подчеркнуть.

- чтобы развеселить людей;

- чтобы дразнить детей;

- чтобы дети не плакали;

- без особой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Докучные сказки"

В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в насто...

Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,...

Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"...

Исследовательское занятие "Особенности русских народных сказок"

Исследовательское занятие по теме "Особенности волшебных русских народных сказок"...

Исследовательский проект «Сходство и различие английских и русских сказок» (На примере сказки «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)

Исследовательский проект в 4 классе. «Сходство и различие английских и русских сказок»(На примере сказки  «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)...

Презентация к научно-исследовательской работе: "Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов".

Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.Предмет исследования:  отличительные черты характера героев сказок о животных.Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных х...