Проект
проект на тему

Сайфутдинова Алсу Мансуровна

Проект на развитие ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_grant_1.doc532.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в МБОУ «Муралинская основная общеобразовательная  школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», направленное на развитие ученика 2017-2020гг.

                                                    Разработчик проекта:

                                                                       Сайфутдинова Алсу Мансуровна

                                                              учитель начальных классов

                                                                     I квалификационной категории

                                                          2017 год


 

Наименование субъекта бюджетного планирования

МБОУ «Муралинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Наименование проекта

«Развитие учеников»

Автор проекта

Учитель начальных классов Сайфутдинова Алсу Мансуровна

Цель проекта

Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи проекта

  1. Создать условия для свободного самоутверждения и самовыражения учащихся.
  2. Содействовать созданию максимально благоприятных условий для  развития способностей и для самоопределения  учащихся.
  3. Обеспечить полноценность жизни школьников на каждом из возрастных этапов.
  4. Научить учащихся жить по законам демократического общества.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2017 г. – май 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Школьники должны проявлять инициативы

  • в умении  самовыражаться, самоутверждаться и самоопределяться;
  • в умении быть гуманными, милосердными к людям, природе;
  • в умении выбора индивидуальной траектории  образования;
  • в умении проводить самооценку и самоанализ учебной деятельности;


Актуальность разработки проекта


              В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «развитие учеников» определяет неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «развит», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Проблема работы с развитыми учениками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

         Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с развитыми учениками.

              

Сильные внутренние стороны

Слабые внутренние стороны

Осознание стратегической командой необходимости выработки и принятия собственного (школьного) концептуального подхода к понятию «развитие учеников»

Недостаточная компетентность педагогов в системе образования  в видении образа развитого ребенка

Наличие в системе образования банка вариативной информации по методам диагностики,  интеллекта, креативности и творчества

Несформированность пакета диагностических методик выявления развитых детей

Потребность  школьников в творческой самореализации. Наличие рабочих версий специальных программ обучения развития детей и опыта их использования (осенние и летние профильные смены), системы проведения интеллектуальных соревнований (олимпиад, конкурсов)

Несформированность характеристик, составляющих понятие творчества и отсутствие соответствующих им образовательных программ. Недостаточное информационное, методическое и экспериментальное обеспечение образовательного процесса обучения детей.

Наличие в  школе программ  по работе с развитыми детьми.

Отсутствие возможностей для индивидуального развития творческих детей в условиях массовой школы. Удаленность   школы от социально-культурных центров города

Наличие интересов и сформированность запросов родителей в социальной поддержке и поддержке развития детей, проявляющих признаки развития.

Слабая информированность родителей.

Наличие материально-технической и информационной базы для подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с развитыми учениками

Отсутствие информации  о педагогах, профессионально компетентных и личностно готовых к работе с развитыми учениками и системы, осуществляющей на практике целенаправленную деятельность по повышению их квалификации в муниципальной  системе образования.

Это позволило определить проблемное поле работы  с развитыми учениками и основные направления решения проблем:

Проблемы

Направления разрешения

Определение понятия «развитость». Основные параметры, описывающие это явление.

Обобщение накопленного опыта и выбор собственного концептуального подхода.

Выявление развитых учеников

Подбор имеющегося и разработка нового методического инструментария для измерения параметров одаренности

Востребованность интеллектуального и творческого потенциала развитых детей в социально-культурной и социально-экономической жизни общества.

Создание системы информирования органов власти.

 Укрепление материально-технической базы учреждения.

Создание системы попечительства или спонсорской поддержки работ, направленных на образование развитых детей.

Нормативно-правовое обеспечение .

Разработка и утверждение положений, приказов и других локальных нормативно-правовых актов.

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


     В школе за последние два года растёт число участников, победителей и призёров школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений.

             В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «развитие». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что развитость сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Развитость в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

               .

Цель проекта


              создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности

                                   Задачи проекта

  1. Создать условия для свободного самоутверждения и самовыражения учащихся.
  2. Содействовать созданию максимально благоприятных условий для  развития способностей и для самоопределения  учащихся.
  3. Обеспечить полноценность жизни школьников на каждом из возрастных этапов.

 

Этапы реализации проекта


1 этап: (2017 год)

Развитие учеников

Создание:

 • банка данных;

• банка творческих работ учащихся;

• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

• рекомендаций по работе с учениками.

Организация:

• внеклассной работы по предмету;

• деятельности научного общества.

 

2 этап: (2018 год)

  • Разработка программ для детей повышенного уровня обучаемости.
  • Выявление развития учеников на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  •  Внедрение метода проектов и метода «Портфолио».
  •  Проведение выставок детского творчества.
  •  Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: (2019 год)

•  Создание банка педагогического опыта с  учениками.

•  Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с развитыми детьми».

• Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

 

Концепция проекта

          Выявление развитие учеников должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с учениками, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Они имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

         Условно можно выделить следующие категории:

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  •  Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

             Формы работы с учениками:

  • групповые занятия с учениками;
  •  предметные кружки;
  • кружки по интересам; конкурсы;
  •  курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Основные мероприятия по реализации проекта:


1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Развитие учеников»


1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

 2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку  детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с  детьми.

5. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

 

3. Формы и виды организации работы с учениками, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов


1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

 2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и региональных и всероссийских  олимпиадах.

3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4. Наблюдение, контроль за выполнением проекта

  • Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. 
  • Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  • Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

5. Диагностика

 1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

 2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 4 класс по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

 3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

6.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учеников

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

 2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

 4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать

 свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

 8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

7. Развитие творческих способностей

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

 2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступление в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

 

8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам муниципальных, региональных олимпиад

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

 4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • совершенствование форм работы с учениками; 
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития учеников, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению развитых учеников
  • разработка методических рекомендаций для учеников;
  • создание  электронного банка  данных «Развитие учеников».
  1. «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

                                                   Бенджамин Блум

                 

                  Список рекомендуемой литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
  2. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Ленинград, 1991.
  3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1998.
  4. Белова И.С., Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа Здоровья. - 1995. - № 3. - С. 21 - 30.
  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
  7. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995, т.16, №3,С.90-101.
  8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6т., М., 1984, т.4.
  9. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  10. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1990.
  11. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.- М.:ООО «АиФ Принт», 2003
  12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. - 1989. - № 6. - С. 29 - 33.
  14. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997. С.131-162.
  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  16. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
  17. Мерша П. Синдром диссинхронии // Психологическое обозрение. – 1995. № 1. –С.37-39.
  18. Мясищев В.Н., Психология отношений. М.-Воронеж, 1998.
  19. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
  20. Одаренные дети: теория и практика (Материалы российской конференции, Москва, 28-30 марта 2001 г.) / Под ред. В.И.Панова, М.,   2001.
  21. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема//Начальная школа: плюс - минус. -2000. - № 3. - С. 3-11.
  22. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998. №3. С.33-48.
  23. Психология одаренности: От теории к практике. Под ред. Ушакова Д.В. М., 2002
  24. Рабочая концепция одаренности /Под ред. В.Д.Шадрикова, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....