Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях. Выступление на педсовете.
материал на тему

Сергеенкова Ирина Ивановна

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:     Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях.

Основными тенденциями современного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов на начальной ступени общего образования с учетом приоритета гуманистических ориентиров является:

- формирование «позитивного», «толерантного» отношения к людям с ОВЗ и

инвалидностью;

- признание ценности и личностного потенциала каждого ребенка;

- обновление категориального аппарата в соответствии с международной

практикой;

- расширение категорий детей с ОВЗ;

- обеспечение максимального охвата образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- законодательное закрепление права на выбор родителями формы получения

образования;

- разработка федеральных государственных стандартов начального общего

образования для обучающихся с ОВЗ.

В условиях современных интеграционных процессов образовательная организация становится не только центром образования, но и центром самореализации, саморазвития и подготовки к самостоятельной и независимой жизни каждого обучающегося.

Закрепление требований к формированию не только академической, но прежде всего жизненной компетентности в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначила необходимость поиска эффективных путей социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательной организации.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении и присвоении социального опыта (навыков самообслуживания и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям и т.д.) с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий (в том числе посредством специального оборудования помещений), в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности макро- и микросоциума, способствуя его самореализации и подготавливая к самостоятельной и независимой жизни.

Капустин Н.П., рассматривая взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы выделял в качестве цели адаптации учащихся - создание благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая

(адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.

Задачами социально-бытовой адаптации являются:

- последовательное формирование и развитие социальных компетенций и навыков социального взаимодействия;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и

ограничениях, своих нуждах и правах в организации обучения;

- создание специальных условий для пребывания в образовательной организации ребенка-инвалида;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной

жизни; овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

Организация работы по социально-бытовой адаптации осуществляется с учетом общепедагогических и специальных принципов организации образования:

1.Принцип педагогического оптимизма.

Принцип педагогического оптимизма опирается на современные представления об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов, достижения современной науки и практики в области обучения и воспитания.

Он основывается на позитивном взгляде на любое, даже малейшее достижение ребенка в плане социально-бытовой адаптации. Принцип педагогического оптимизма позволяет организовывать работу по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей-инвалидов, основываясь не только на имеющемся в настоящее время актуальном уровне развития, но и учитывая потенциальные возможности ребенка.

Методологическую основу для разработки данного принципа составляет учение Выготского Л.С. о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

2. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности.

В плане социально-бытовой адаптации данные принцип предусматривает как учет и опору на сохранные анализаторы, функции и системы организма взамен утраченных, так и применение вспомогательных устройств, специальное оборудование пространства, особую организацию образовательного процесса при организации работы по социально-бытовой адаптации.

3.Принцип социально-адаптирующей направленности.

Принцип социально-адаптирующей направленности предусматривает формирование социальных компетенций детей в ходе всего образовательного процесса, содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, который должен предусматривать минимизацию «социального выпадения», посредством участия в жизни социума, воспитания норм поведения и жизнедеятельности, принятых в обществе, выработке гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков, формирования психологической готовности к жизни в окружающей человека

социокультурной среде.

В соответствии с этим работа по формированию социально-бытовой

компетентности детей должна пронизывать всю образовательную, воспитательную, коррекционную деятельность. Принцип социально-адаптирующей направленности предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у ребенка социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свои поступки и деятельность.

4.Принцип активного включения в процесс социально-бытовой адаптации всех ее участников.

Предполагает создание условий, при которых в рамках тесного взаимодействия и сотрудничества детей, педагогов и родителей происходит раскрытие потенциала каждого ребенка.

5.Принцип вариативности .

Предполагает создание вариативной развивающей среды, включающей как применение разнообразных вспомогательных средств, способствующих социально-бытовой адаптации, так и созданий условий для обогащения социального опыта в ходе общения с разными людьми, осуществления различных видов деятельности. Непременным условием при этом является расширение границ микро пространства ребенка за счет развития интеграционных связей с другими организациями и развития форм сетевого взаимодействия.

6.Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

   Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно в ней ребенок приобретает первый опыт социальных контактов, усваивает гигиенические, бытовые навыки и т.д. Ресурс семейного воспитания необходимо учитывать и при организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях. Принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает создание условий, при которых родители будут включены в процесс социально-бытовой адаптации в образовательной организации.

7.Принцип деятельностного подхода.

Данный принцип базируется на понимании того, что осуществление деятельности позволяет личности выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности.

С учетом этого содержание, формы и методы социально-бытовой адаптации  детей-инвалидов должны предусматривать активное овладение социальными компетенциями в ходе различных видов деятельности. Практическая деятельность оказывается важнейшим, часто основным путем познания детьми-инвалидами окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур.

8.Принцип доступности.

Важное значение в процессе социально-бытовой адаптации имеет и учет принципа доступности, который предусматривает поступательный характер педагогического процесса. Данный принцип означает, что работа по формированию социально-бытовых компетенций детей должна вестись на уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития ребенка» и предусматривать «посильную трудность» для детей. Данный принцип требует осуществления постоянного мониторинга возможностей и достижений обучающихся.

   Принципы индивидуального и дифференцированного подхода предусматривают учет психофизических особенностей детей. Дифференцированный подход предполагает выбор в соответствии с особенностями обучающихся форм, средств и методов работы по социально-бытовой адаптации. Принцип индивидуального подхода нацелен на максимальную конкретизацию работы по социально-бытовой адаптации с каждым конкретным ребенком с учетом его индивидуально-типологических особенностей.

  При этом важно помнить, что данные принципы не предполагают пассивное приспособление к особенностям детей, а нацелены на учет психофизических черт, уровня достижений с целью реализации личностного потенциала ребенка в индивидуальных и групповых формах работы.

   Социально-бытовая адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности. Обязательным условием успешной социально-бытовой адаптации является качественное образование и применение в образовательном процессе технологий коррекционно-реабилитационной работы.

   Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

- социально-коммуникативная адаптация;

- социально-личностная адаптация;

- пространственно-средовая адаптация.

Данные направления предусматривают реализацию в двух формах: активной, предполагающей усилия со стороны самого ребенка с инвалидностью и пассивной, представляющей собой комплекс внешних условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к условиям образовательной организации

описание периода адаптации первоклассников...

«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».

Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни...

Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса (выступление на педсовете).

Данный материал содержит методическое руководство для правильного построения занятий....

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...