Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях. Выступление на педсовете.
материал на тему
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-bytovaya_adaptatsiya_detey-invalidov_v_obrazovatelnyh_organizatsiyah.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях.
Основными тенденциями современного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на начальной ступени общего образования с учетом приоритета гуманистических ориентиров является:
- формирование «позитивного», «толерантного» отношения к людям с ОВЗ и
инвалидностью;
- признание ценности и личностного потенциала каждого ребенка;
- обновление категориального аппарата в соответствии с международной
практикой;
- расширение категорий детей с ОВЗ;
- обеспечение максимального охвата образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- законодательное закрепление права на выбор родителями формы получения
образования;
- разработка федеральных государственных стандартов начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ.
В условиях современных интеграционных процессов образовательная организация становится не только центром образования, но и центром самореализации, саморазвития и подготовки к самостоятельной и независимой жизни каждого обучающегося.
Закрепление требований к формированию не только академической, но прежде всего жизненной компетентности в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначила необходимость поиска эффективных путей социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательной организации.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении и присвоении социального опыта (навыков самообслуживания и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям и т.д.) с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий (в том числе посредством специального оборудования помещений), в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности макро- и микросоциума, способствуя его самореализации и подготавливая к самостоятельной и независимой жизни.
Капустин Н.П., рассматривая взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы выделял в качестве цели адаптации учащихся - создание благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая
(адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.
Задачами социально-бытовой адаптации являются:
- последовательное формирование и развитие социальных компетенций и навыков социального взаимодействия;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, своих нуждах и правах в организации обучения;
- создание специальных условий для пребывания в образовательной организации ребенка-инвалида;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни; овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.
Организация работы по социально-бытовой адаптации осуществляется с учетом общепедагогических и специальных принципов организации образования:
1.Принцип педагогического оптимизма.
Принцип педагогического оптимизма опирается на современные представления об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов, достижения современной науки и практики в области обучения и воспитания.
Он основывается на позитивном взгляде на любое, даже малейшее достижение ребенка в плане социально-бытовой адаптации. Принцип педагогического оптимизма позволяет организовывать работу по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей-инвалидов, основываясь не только на имеющемся в настоящее время актуальном уровне развития, но и учитывая потенциальные возможности ребенка.
Методологическую основу для разработки данного принципа составляет учение Выготского Л.С. о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
2. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности.
В плане социально-бытовой адаптации данные принцип предусматривает как учет и опору на сохранные анализаторы, функции и системы организма взамен утраченных, так и применение вспомогательных устройств, специальное оборудование пространства, особую организацию образовательного процесса при организации работы по социально-бытовой адаптации.
3.Принцип социально-адаптирующей направленности.
Принцип социально-адаптирующей направленности предусматривает формирование социальных компетенций детей в ходе всего образовательного процесса, содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, который должен предусматривать минимизацию «социального выпадения», посредством участия в жизни социума, воспитания норм поведения и жизнедеятельности, принятых в обществе, выработке гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков, формирования психологической готовности к жизни в окружающей человека
социокультурной среде.
В соответствии с этим работа по формированию социально-бытовой
компетентности детей должна пронизывать всю образовательную, воспитательную, коррекционную деятельность. Принцип социально-адаптирующей направленности предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у ребенка социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свои поступки и деятельность.
4.Принцип активного включения в процесс социально-бытовой адаптации всех ее участников.
Предполагает создание условий, при которых в рамках тесного взаимодействия и сотрудничества детей, педагогов и родителей происходит раскрытие потенциала каждого ребенка.
5.Принцип вариативности .
Предполагает создание вариативной развивающей среды, включающей как применение разнообразных вспомогательных средств, способствующих социально-бытовой адаптации, так и созданий условий для обогащения социального опыта в ходе общения с разными людьми, осуществления различных видов деятельности. Непременным условием при этом является расширение границ микро пространства ребенка за счет развития интеграционных связей с другими организациями и развития форм сетевого взаимодействия.
6.Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно в ней ребенок приобретает первый опыт социальных контактов, усваивает гигиенические, бытовые навыки и т.д. Ресурс семейного воспитания необходимо учитывать и при организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях. Принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает создание условий, при которых родители будут включены в процесс социально-бытовой адаптации в образовательной организации.
7.Принцип деятельностного подхода.
Данный принцип базируется на понимании того, что осуществление деятельности позволяет личности выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности.
С учетом этого содержание, формы и методы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов должны предусматривать активное овладение социальными компетенциями в ходе различных видов деятельности. Практическая деятельность оказывается важнейшим, часто основным путем познания детьми-инвалидами окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур.
8.Принцип доступности.
Важное значение в процессе социально-бытовой адаптации имеет и учет принципа доступности, который предусматривает поступательный характер педагогического процесса. Данный принцип означает, что работа по формированию социально-бытовых компетенций детей должна вестись на уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития ребенка» и предусматривать «посильную трудность» для детей. Данный принцип требует осуществления постоянного мониторинга возможностей и достижений обучающихся.
Принципы индивидуального и дифференцированного подхода предусматривают учет психофизических особенностей детей. Дифференцированный подход предполагает выбор в соответствии с особенностями обучающихся форм, средств и методов работы по социально-бытовой адаптации. Принцип индивидуального подхода нацелен на максимальную конкретизацию работы по социально-бытовой адаптации с каждым конкретным ребенком с учетом его индивидуально-типологических особенностей.
При этом важно помнить, что данные принципы не предполагают пассивное приспособление к особенностям детей, а нацелены на учет психофизических черт, уровня достижений с целью реализации личностного потенциала ребенка в индивидуальных и групповых формах работы.
Социально-бытовая адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности. Обязательным условием успешной социально-бытовой адаптации является качественное образование и применение в образовательном процессе технологий коррекционно-реабилитационной работы.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:
- социально-коммуникативная адаптация;
- социально-личностная адаптация;
- пространственно-средовая адаптация.
Данные направления предусматривают реализацию в двух формах: активной, предполагающей усилия со стороны самого ребенка с инвалидностью и пассивной, представляющей собой комплекс внешних условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к условиям образовательной организации
описание периода адаптации первоклассников...
«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».
Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса (выступление на педсовете).
Данный материал содержит методическое руководство для правильного построения занятий....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Выступление на педсовете: "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете - Домашнее задание в условиях реализации ФГОС...
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"
Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"...