Доклад «Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ».
статья на тему

Запасчикова Ольга Николаевна

Доклад«Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ», представленный 25 апреля 2017 года на межрегиональной научно - практической конференции "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка" в Самарской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МБОУ СОШ им. М.М. Рудченко

с. Перелюб Саратовской области

учителя начальных классов:

Запасчикова  Ольга Николаевна

Тема :  «Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ»

         В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке. В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

        Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

      C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

       Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.
      Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей, усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся и помогают сотрудникам школы. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка.

      Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

         Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей  в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

           Перечислим далее основные группы условий:

  1. Материально-техническая база.

      В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы,  специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  1. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

       Это индивидуальные учебные планы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

  1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы. Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
  2. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

      Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Каждый ребёнок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Для того, чтобы дети с ОВЗ не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"

Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"...

Создание условий для адаптации и социализации детей с РАС и освоения ими образовательной программы

Ориентация ФГОС на создание условий для эффективного освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы доказывает необходимость поиска ...

Создание условий для успешного обучения и социализации детей с овз.

Обеспечивая индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения каждого ученика можно решить задачу по созданию условий успешной социализации и адаптации всех обучающихся образовательного учрежде...

Доклад« Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

В докладе говорится о создании на уроках условий, вызывающих у детей положительные эмоции-в частности о ситуации успеха....

Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.  Задачи проекта:- Сформировать и апр...

Создание условий для адаптации и социализации детей с РАС и освоения ими образовательной программы.

Проек - презентация на тему: "Создание условий для адаптации и социализации детей с РАС и освоения ими образовательной программы"....