Преемственность дошкольного и начального образования
методическая разработка на тему

преемственность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Преемственность дошкольного и начального образования

в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

        

Доклад на районные педагогические чтения  Синициной Александры Владимировны, учителя начальных классов МБОУ Кумарейская СОШ, проживающей по адресу: Иркутская область, Балаганский район,                с. Кумарейка, ул. Первомайская, 8-1. Индекс: 666397

Кумарейка, 2016

«Школьное обучение никогда не начинается

 с пустого места, а всегда опирается на определённую

стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

Проблема преемственности между дошкольным общеобразовательным учреждением  и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие  у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

В настоящее время федеральным государственным требованиям соответствуют комплексные программы:

«Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобренного решением федерального объединения по общему образованию».

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),

Для осуществления преемственных связей необходимо:

1.Укрепление здоровья детей;

-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;

-организация двигательной активности детей.

 2. Формирование положительной мотивации:

- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

- восприятие инструкций;

- планирование деятельности;

- умение выполнять задание до конца;

- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:

-речь;

- внимание;

- память;

- восприятие;

- воображение;

- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:

- наблюдение;

- работа парами;

- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:

- умение задавать вопросы;

- высказывание собственных суждений;

- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание развивающей среды.

Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье.Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.

Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.

   Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.

Преемственность между всеми звеньями образованияявляется основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.

 В соответствии ФГОС  «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.

Дошкольник

Начальная школа

Деятельный и активный.

Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный.

Коммуникативен.

Инициативный.

Ответственен.

Открытый внешнему миру.

Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный  и отзывчивый.

Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

- всестороннее воспитание и развитие;

- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;

- формирование учебной мотивации.

Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению  должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности  умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе,  как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Для  решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;

         В школе нами был разработан план по преемственности  между ДО и НО

Цель:        Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе

        

  сентябрь

Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели

2

Ознакомление с программами детского сада и школы.

  сентябрь

 Учителя начальных классов и воспитатели

3.

Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств.

         

сентябрь

 Воспитатель.

Учителя начальных классов

4.

Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду.

Октябрь, февраль

Воспитатели  и учителя начальных классов

5.

Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу:

  • тематические беседы,
  • сюжетно-ролевая игра «Школа»
  • знакомство со зданием школы, мастерской, библиотекой, компьютерным классом.
  • праздники «До свиданья, детский сад!», «День Знаний»
  • экскурсии в течение года

В течение года

Воспитатели

6.

Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс - первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

март

Учителя начальных классов

7.

Проведение диагностики готовности детей разновозрастных  групп к школьному обучению

 

апрель

 Воспитатели групп

8.

Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе: дисциплинированность, ответственность.

 

Постоянно

Воспитатели групп

9

Мониторинг бывших выпускников детского сада.

(Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.)

Май

Учителя начальных классов

.

2.Проведение мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

В апреле в нашей школе проходит «День открытых дверей» для будущих первоклассников и их родителей. Гостей встречают сказочные герои, проводят экскурсию по школе, рассказывают о достижениях учащихся, о детских организациях, существующих в школе и т. д.

Затем гости приглашаются на открытые уроки будущих учителей, где воспитанники детских садов сами становятся учениками: выполняют интересные задания, решают задачи, примеры, отгадывают загадки героев сказок, играют.

После открытых уроков детей из детских садов приглашают в спортивный зал для проведения «Веселых стартов». Для родителей организуется собрание, где администрация школы знакомит их с основыми положениями, вопросами, требованиями к будущим первоклассникам, будущими учителями. Происходит диалог между родителями и работниками школы. На собрании решаются все вопросы, которые волнуют будущих родителей первоклассников.

Учитель, который возьмет первый класс, откроет  творческую группу «Преемственность между ДОУ и начальной школой». Первый визит – в сентябре, начале учебного года в выпускные группы детских садов. Будущий учитель на собрании родителей рассказывает о подготовке к школе, дает полезную информацию не только родителям, но и воспитателям: над чем работать в течение года.

 Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

В мае и сентябре по желанию родителей психологом и социальным педагогом школы проводятся необходимые занятия по диагностике и коррекции развития детей.

Проведение совещания, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учитель будущих первоклассников, педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер Кумарейского ФАПа, старшие воспитатели, заместители директора); Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Литература

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
  3. Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования

переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения

Выступление на  педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"

«Проблема преемственности дошкольного  и  начального образования»    Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...