Преемственность дошкольного и начального образования
методическая разработка на тему
преемственность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Преемственность дошкольного и начального образования
в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Доклад на районные педагогические чтения Синициной Александры Владимировны, учителя начальных классов МБОУ Кумарейская СОШ, проживающей по адресу: Иркутская область, Балаганский район, с. Кумарейка, ул. Первомайская, 8-1. Индекс: 666397
Кумарейка, 2016
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между дошкольным общеобразовательным учреждением и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
В настоящее время федеральным государственным требованиям соответствуют комплексные программы:
«Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобренного решением федерального объединения по общему образованию».
«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
Для осуществления преемственных связей необходимо:
1.Укрепление здоровья детей;
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
-организация двигательной активности детей.
2. Формирование положительной мотивации:
- проведение занятий в форме - игры.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
- восприятие инструкций;
- планирование деятельности;
- умение выполнять задание до конца;
- способность выполнять задание в течение определённого времени.
4. Развитие познавательных функций:
-речь;
- внимание;
- память;
- восприятие;
- воображение;
- мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий:
- наблюдение;
- работа парами;
- работа по подгруппам;
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать простые практические выводы.
7. Организация сотрудничества детей и педагогов.
8. Создание развивающей среды.
Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье.Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.
Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.
Преемственность между всеми звеньями образованияявляется основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.
В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.
Дошкольник | Начальная школа |
Деятельный и активный. | Присутствует исследовательский интерес. |
Любознательный. | Коммуникативен. |
Инициативный. | Ответственен. |
Открытый внешнему миру. | Уважительное отношение к окружающим. |
Доброжелательный и отзывчивый. | Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни. |
Уверен в своих силах. |
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
- формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;
В школе нами был разработан план по преемственности между ДО и НО
Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе
| сентябрь | Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели |
2 | Ознакомление с программами детского сада и школы. | сентябрь | Учителя начальных классов и воспитатели |
3. | Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств.
| сентябрь | Воспитатель. Учителя начальных классов |
4. | Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду. | Октябрь, февраль | Воспитатели и учителя начальных классов |
5. | Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу:
| В течение года | Воспитатели |
6. | Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс - первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
| март | Учителя начальных классов |
7. | Проведение диагностики готовности детей разновозрастных групп к школьному обучению
| апрель | Воспитатели групп |
8. | Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе: дисциплинированность, ответственность.
| Постоянно | Воспитатели групп |
9 | Мониторинг бывших выпускников детского сада. (Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.) | Май | Учителя начальных классов |
.
2.Проведение мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
В апреле в нашей школе проходит «День открытых дверей» для будущих первоклассников и их родителей. Гостей встречают сказочные герои, проводят экскурсию по школе, рассказывают о достижениях учащихся, о детских организациях, существующих в школе и т. д.
Затем гости приглашаются на открытые уроки будущих учителей, где воспитанники детских садов сами становятся учениками: выполняют интересные задания, решают задачи, примеры, отгадывают загадки героев сказок, играют.
После открытых уроков детей из детских садов приглашают в спортивный зал для проведения «Веселых стартов». Для родителей организуется собрание, где администрация школы знакомит их с основыми положениями, вопросами, требованиями к будущим первоклассникам, будущими учителями. Происходит диалог между родителями и работниками школы. На собрании решаются все вопросы, которые волнуют будущих родителей первоклассников.
Учитель, который возьмет первый класс, откроет творческую группу «Преемственность между ДОУ и начальной школой». Первый визит – в сентябре, начале учебного года в выпускные группы детских садов. Будущий учитель на собрании родителей рассказывает о подготовке к школе, дает полезную информацию не только родителям, но и воспитателям: над чем работать в течение года.
Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
В мае и сентябре по желанию родителей психологом и социальным педагогом школы проводятся необходимые занятия по диагностике и коррекции развития детей.
Проведение совещания, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учитель будущих первоклассников, педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер Кумарейского ФАПа, старшие воспитатели, заместители директора); Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература
- Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
- Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования
переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения
Выступление на педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"
«Проблема преемственности дошкольного и начального образования» Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...