Разработка и реализация методического маршрута
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Кумарейская СОШ
Педагогический проект
«Разработка и реализация методического маршрута «Применение интернет-сервисов на разных этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Подготовили:
А.В.Синицина, учитель начальных классов, молодой специалист
А.А.Бенькова, учитель начальных классов, наставник
Кумарейка, 2017
Паспорт проекта
Основание для разработки проекта | - Закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г; - Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.; - Федеральная целевая программа развития образования на 2014-18 гг.; - Стратегия государственной молодежной политики в РФ; - ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г; - ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010г; - профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года. |
Название проекта | Разработка и реализация методического маршрута «Применение интернет-сервисов на разных этапах проектной и исследовательской деятельности» |
Разработчики | - Александра Владимировна Синицина, учитель начальных классов, молодой специалист, стаж педагогической деятельности – 3 года - Алена Алексеевна Бенькова, учитель начальных классов, руководитель МО начальных классов, наставник, стаж педагогической деятельности – 25 лет, первая квалификационная категория |
Ведущая идея проекта | Реализация проекта позволит - придать системе работы учителей по формированию у обучающихся информационно-коммуникационной компетентности и по формированию навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности устойчивость и целостность; - обновить структуру и содержание предметов преподавания в соответствии с новыми стандартами; - проследить логику и последовательность развития информационно-коммуникационной компетентности у педагогов. |
Цель проекта | повысить компетенции педагогов в области применения социальных интернет-сервисов, чтобы эффективно организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в рамках методического маршрута. |
Задачи проекта |
|
Целевая аудитория | педагогические работники, которые готовят с учениками проекты и исследовательские работы, интересуются интернет-сервисами для обучения школьников и хотят повысить свою ИК-компетентность. |
Ожидаемые результаты | Реализация мероприятий методического маршрута позволит учителям научится использовать интернет-сервисы для проектной и исследовательской деятельности с обучающимися, а также получить методические рекомендации. |
Сроки реализации проекта | Январь-май 2018года |
- Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Интернет сегодня входит во все жизненные сферы, в том числе и в образование. Использование ресурсов глобальной сети учителями-предметниками вызывает сегодня ряд проблемных вопросов, которые необходимо слышать, отслеживать и решать.
Педагоги, применяющие в образовательной деятельности новые информационные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, но и способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, повышению качества обучения, и, в конечном счете, самоорганизации и саморазвитию. Развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования.
ФГОС начального, основного и среднего общего образования предписывает развивать поисковые, аналитические и исследовательские навыки учеников, формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Чтобы ученики достигли результатов, которые требует ФГОС общего образования, педагог учится применять интернет-сервисы в проектной деятельности и помогает своим коллегам на методическом маршруте освоить интернет-сервисы. Чтобы пройти методический маршрут, педагог должен уметь работать с компьютерной техникой, пользоваться редакторами текста и презентаций, свободно ориентироваться в интернете (искать и сохранять информацию, скачивать, систематизировать закладки, работать с разными браузерами).
- Механизм реализации проекта
I этап – подготовительный
- Ознакомление с нормативно-правовой документацией
- Анализ действующих ФГОС общего образования
- Анализ возможностей реализации методического маршрута
- Проведение опроса педагогов до начала методического маршрута
- Какие преимущества использования веб-сервиса вы видите для себя и для учащихся? Назовите по три преимущества.
- Где и как в образовательной деятельности могут пригодиться интернет-сервисы? Придумайте фрагмент учебного занятия.
- Какие из представленных интернет-сервисов вы чаще всего используете в своей работе? Приведите примеры заданий с интернет-сервисами.
- Каких образовательных результатов помогут добиться вашим ученикам интернет-сервисы? Назовите личностные, метапредметные и предметные результаты.
- Анализ готовности педагогов и обучающихся к выполнению проектов и исследовательских работ с помощью интернет-сервисов.
- Формулирование требований по подготовке проектных и исследовательских работ
- Разработка содержания методического маршрута
- Анализ социальных интернет-сервисов
II этап – реализация методического маршрута
- Разработка учебных материалов
- Проведение практических мероприятий с педагогами
- Разработка методических рекомендаций
III этап – заключительный
- Подведение итогов методического маршрута
- Внедрение педагогами социальных интернет-сервисов в проектную и исследовательскую деятельность обучающихся
- Проведение опроса и рефлексии
- Содержание методического маршрута
Один из планируемых результатов – методические рекомендации для участников маршрута. В методических рекомендациях мы указываем основные этапы проектной или исследовательской деятельности педагога с обучающимися.
Учитель:
• помогает ученикам выбрать темы проекта, сформулировать актуальность и гипотезу исследования;
• объясняет, как составлять план работы и контролировать этапы подготовки проекта или исследования;
• учит собирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, моделировать;
• помогает провести опросы, анкетирование, наблюдение, опыты;
• консультирует, как правильно обобщать материал, доказать или опровергнуть гипотезу исследования, презентовать продукт проектной деятельности;
• обучает правилам подготовки к защите проекта или исследования, помогает написать текст.
Далее выстраиваем содержание методического маршрута по основным этапам проектной или исследовательской деятельности обучающихся и учим своих коллег работать с интернет-сервисами. Сервисы для разных этапов подготовки проекта – в таблице.
Цели деятельности учителя | Вид ресурса, адрес | Комментарий |
Помочь ученикам выбрать тему, составить план работы и организовать деятельность участников проекта | Блог (blogger.com) | Сетевой журнал (дневник) одного или нескольких авторов. Обменивайтесь в нем идеями, информацией, методическими разработками, размещайте видео, освещайте текущие задачи. Автор дневника (блогер) управляет доступом к своим записям: делает их открытыми всем желающим или определенному кругу пользователей. Блогеры могут объединиться в сообщество и организовать совместные записи и обсуждения |
Виртуальная доска (wikiwall.ru, realtimeboard.com/ru/, rizzoma.com/index-rus.html, twiddla.com) | Ресурс дает возможность создать страницу и сделать ее доступной группе пользователей. Учащиеся смогут размещать свои заметки, картинки, видео, передвигать нарисованные объекты, удалять, копировать, последовательно отменять все действия и наоборот. В чате, встроенном в сервис, в режиме реального времени обсудите этапы работы над проектом, идеи, задачи | |
Видеоинструкции (screencast-o-matic.com) | Интернет-ресурс пригодится для того, чтобы создать обучающие ролики, записать различные видеоинструкции для учащихся, например: как проводить опрос или исследование, обрабатывать результаты, как работать с той или иной программой, инструментом | |
Коллективный брейншторм или мозговой штурм (mindmeister.com/ru, teamer.ru) | Сервисы для совместной работы в режиме реального времени. Здесь можно делать записи, проводить мозговой штурм, планировать проекты. Участники группируются и дают друг другу задания. Управляющие группы видят все задания, созданные в рамках проекта. Исполнители – только те задания, которые касаются непосредственно их. Все участники могут писать сообщения (комментарии) в рамках заданий и прикладывать к ним файлы с материалами. Крайние сроки отображаются на календаре, а сообщения от участников рассылаются по e-mail | |
Помочь учащимся собрать информацию, провести опросы, наблюдения, исследования | Социальные поисковые системы (nigma.ru, moikompas.ru) | Позволяют пользователям самим определять, в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, каким образом представлять найденные результаты. Поиск можно адаптировать к определенным тематике и сообществу. Социальная поисковая система формируется по истории запросов пользователей. Выдает результаты, более релевантные к вашей тематике. Показывает облако популярных запросов. Примените эти сервисы для поиска учебных материалов и справочной информации |
Социальная закладка (moemesto.ru, zakladok.net, linkmarker.ru) | Сервис помогает делиться, создавать, искать и управлять закладками или адресами веб-ресурсов. Учащиеся смогут: искать и классифицировать информацию; мониторить и анализировать поисковую деятельность других участников; обрабатывать большие объемы информации по заданной теме; просматривать закладки, которые отобрали другие пользователи; делиться друг с другом ссылками на сайты; систематизировать закладки с помощью меток (ярлыков, тегов), представленных в виде облака; оставлять свои комментарии к закладкам других пользователей | |
Сервис совместного хранения (moemesto.ru, flickr.com, flamber.ru) | Здесь можно хранить не только закладки, но и файлы, искать, добавлять, классифицировать материал (документы, презентации, музыку, фотографии), обмениваться им с другими учащимися. Чтобы использовать возможности сервиса, создайте страницу для группы учащихся, которые работают над проектом | |
Онлайн-опрос (banktestov.ru, anketolog.ru, make-test.ru, simpoll.ru, webanketa.com) | Создайте веб-опросник любой конфигурации с помощью онлайн-конструктора. Результаты опроса оформите в виде таблицы, графика. Ссылку на созданное исследование поставьте на целевых ресурсах и получите результаты в виде отчетов, экспортируйте данные в редактор таблиц. С помощью сервиса пригласите пользователей участвовать в опросе | |
Помочь учащимся обобщить собранный материал, оформить результаты | Интеллект-карта (mindomo.com/ru/, popplet.com, coggle.it, bubbl.us) | Сервис поможет структурировать и обрабатывать большие объемы информации. Виртуальные интеллект-карты включают в себя текст, изображения, ссылки, видео. Ученики могут делиться ими в социальных сетях, встраивать в сайты и блоги, сохранять в виде PDF. С помощью интеллект-карты участники проекта увидят все детали совместных дел, их взаимосвязь, смогут планировать рабочее время, находить общие решения и выяснять причины затруднений в работе |
Линия времени (timerime.com, timetoast.com) | С помощью этого веб-приложения просматривайте, создавайте, сравнивайте интерактивные графики. Оформляйте временно-событийные линейки – нанесите на линию времени события и получите историю развития личности, эпохи. Дополнительно используйте текст, картинки, видео. Вставьте ссылку на ресурсы в интернете, связанные с событием, личностью или эпохой | |
Инфографика (infogr.am, easel.ly, magic.piktochart.com) | Это разновидность графиков, которые сочетают графическое изображение и текст. Учащиеся смогут систематизировать и структурировать информацию. С помощью схем, диаграмм, карт, иллюстративных инструкций, пиктограмм они доступно и наглядно представят результаты проектно-исследовательской деятельности | |
Помочь учащимся создать готовый продукт, представить результаты работы | Интерактивные презентации (prezi.com, powtoon.com, knovio.com, emaze.com/ru/) | Сервис, с помощью которого можно создать интерактивную презентацию, ролик, внедрить графические объекты, текстовые документы, соединить видеоролики и графики. Сервис поддерживает коллективную работу над презентацией. Одновременно в реальном времени могут работать десять пользователей |
Интерактивные публикации (ru.calameo.com) | На этой интернет-площадке учащиеся создадут журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации. Публикации можно перелистывать, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения. Авторы смогут представить коллекцию своих материалов в виде книжной полки, добавить музыкальное сопровождение, обсудить и оценить размещенные материалы | |
Анимированные истории, комиксы (toondoo.com, scratch.mit.edu, animizer.net/ru) | Создайте комиксы на основе готовых персонажей из коллекции сервиса или используйте собственные изображения. Добавьте «речевые облачка» – вставки с прямой речью героев, разместите готовые комиксы в блоге или на сайте, отправьте по электронной почте всем желающим | |
Фотоотчет (google.com/photos, mycollages.ru) | С помощью сервисов участники проекта оформят фотоальбомы. Смогут хранить и «привязывать» фотографии к местам на карте, создавать на основе фотоальбомов слайд-шоу. Есть возможность редактировать альбом: вносить изменения, менять местами фотографии, комментировать, создавать коллажи и фоторамки | |
Подготовить учащихся к защите проекта, помочь получить независимую оценку и отзывы о работе | Сервисы обратной связи (reformal.ru; simpoll.ru) | Можно создать опрос любой сложности. Анкета – форма из нескольких вопросов на одной или нескольких страницах. Голосование – опрос из одного вопроса с вариантами ответов. Тестирование – опрос из нескольких вопросов, с проверкой правильности ответов. Участники проекта могут обсуждать, категоризировать отзывы и голосовать за них. Пользователь на одной странице может увидеть список отзывов, их авторов и рейтинг, благодаря которому легко оценить, насколько популярна идея |
- Ожидаемые результаты
В системе современного образования очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:
- коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия);
- исследовательскими (ведущие метод - проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма -совместный поиск решения проблемных ситуаций);
Реализация мероприятий методического маршрута позволит учителям научится использовать интернет-сервисы для проектной и исследовательской деятельности с обучающимися, тем самым позволит выполнять требования ФГОС общего образования и повысить мотивацию обучающихся к проектной и исследовательской работе, а также получить методические рекомендации.
- Список использованной литературы
- Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии - М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2004. - 128 с.
- Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. - 1998. - №2.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.
- Савченко Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Научная статья: опубликовано 20.10.2006.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Народное образование, 2005. - 208 с.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. // Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
- Василакин В.В., Еремеев В.С. К вопросу о формах, методах и средствах самостоятельной работы - Информатика в школе, 2006.
- Внеклассная работа с использованием ИКТ. ИТО-Марий Эл-2007 /Внедрение ИКТ в практику управления образованием: Публикация. Иванова А.С., Горохова Р.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения
Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...

Методическая разработка по реализации программы "Разговор о правильном питании" .Занятие "Чем утолить жажду?"
Конспект внеурочного занятия во 2 классепо программе "Разговор о правильном питании"по теме"Чем утолить жажду?"Учитель: Лапшина С.А. Ц...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Объектом изучения факультатива является язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства фор...

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Методический маршрут "Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека"
В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию работы над учебным проектом по литературному чтению "О чём может рассказать школьная библиотека" во 2 классе....
