Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Герасимова Анжелика Николаевна

  Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Недостатки  моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, и прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях,  во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

  Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Недостатки  моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, и прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях,  во внеурочное время.

1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов.

2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений.

3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев.

4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

 Средства развития мелкой моторики:

  • Игры с пластилином
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  • Шнуровки
  • Рисование
  • Игры с бумагой
  • Игры со скрепками
  • Упражнения с пипеткой
  • Игры с зубочисткой
  • Пальчиковые игры

и другие.

Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу с учениками.

Игры с пластилином.  

      Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций.  Его мы учились раскатывать, лепить небольшие формы.  Затем перешли к картинам. Готовую заготовку  ребенок   дополняет фигурами из пластилина.

      При составлении картин пользуемся формочками. С их помощью вырезаем  фигурки и составляем вместе с ребенком сюжет. Первоначальная работа с пластилином помогла в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры,  лепить из пластилина  буквы, цифры и выполнять различного рода "Отпечатки". Раскатываем пластилин и экспериментируем всем, что находится под рукой: кубики, расческа, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы.  А затем закрываем глаза, руками проводим по полученной поверхности и говорим, что ощущаем.

Игры с конструктором, мозаикой.

       Ученикам нравится работать с конструктором.  И  если вначале  они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит  намного быстрее.       Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.

Игры с пуговицами.

        Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.       Интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках, нанизывать их на веревочку.

Функциональные коврики.

    Функциональные   коврики  с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор   форм  с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это  упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т.д.

 Игры с крупами.  

      Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать,  катать  пальцами, придавливать крупу  пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь  и найди игрушку».

Шнуровки.

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

 Рисование.

   В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.  В своей работе используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.  Хочется отметить тот факт, что если в начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие краски. Лучше стали соблюдать контур.

Игры с бумагой.

        Можно много придумать игр с бумагой.  Складывание различных фигур, вырезание ножницами линий, рисунков, трафаретов. Создание  аппликаций, мозаики.

Игры со скрепками.

Скрепки: здесь предлагается детям нацепить их на  какую-нибудь фигуру по длине или окружности. А еще ребятам очень нравится соединять скрепки в цепочки. Здесь тоже есть поле деятельности для составления цепочки по образцу – одного цвета, чередуя цвета в разных количествах скрепок.

Еще один вид работы с рваной бумагой и скрепками  – ученик по цвету собирает кусочки в стопочку и скрепляет  их скрепкой похожего цвета.

 Игры с пипеткой.

        Для  упражнения с пипеткой понадобится пипетка и небольшие емкости для переливания  жидкости.  Дети учатся надавливать на пипетку, чтобы набрать и вылить  воду.

 

 Игры с зубочисткой.

    Игры с зубочисткой. В этой игре рисунок на бумаге кладется на коврик, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по его контуру. Когда работа  закончена, предлагаю ребенку посмотреть рисунок на просвет, погладить рукой. Затем усложняю работу, прошу вырезать рисунок по контуру, т.к. не все умеют соблюдать контур.

 Пальчиковые игры.

Включаю  в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Массаж пальцев и рук

Например: «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим.   \ладошками рубим\

Мы морковку трем,трем.       \кулачки трут друг  друга\

Мы капусту солим, солим.     \солим щепоткой\

Мы капусту мнем, мнем.        \ пальчики сжимаем и разжимаем/

«Гуси – гуси»

- Гуси – гуси !     \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Га – га – га!  \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\

- Есть хотите?  \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Да – да – да!   \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\.

 

         В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:

 - овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

 -  лучше адаптироваться в практической жизни;

 -  научиться понимать многие явления окружающего мира.

   

      На начало и конец года я провела диагностику развития мелкой моторики и по диаграмме  можно увидеть результаты: положительная динамика наблюдается  у каждого учащегося.

   

     Сравнивая  тетради учащихся на начало и конец учебного года, можно определить, что данные занятия помогают ребенку лучше держать ручку в руках и виден прогресс в написании букв.

    Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании  придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях школы: методы и приемы.

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – вкончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тонча...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...