Родительское собрание в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Галан Светлана Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».

Цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями адаптации к первому году обучения в школе.

Задачи родительского собрания.

1. Образовательные: формировать у родителей психолого- педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на этапе его адаптации к школе, умения грамотно оценить трудности данного периода, познакомить родителей с организацией учебного процесса в адаптационный период, с нормативными документами по адаптационному периоду, перечнем литературы, отражающей проблемы адаптационного периода.

2. Воспитательные :установить дружелюбные отношения между учителем и родителями; формировать понимание важности и значимости правильной организации жизни ребенка в адаптационный период.

3.Развивающие:выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации жизнедеятельности детей в адаптационный период.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) в центре стола выложена из бумаги ромашка, на лепестках которой написаны позитивные и негативные эмоции и чувства.

  1. памятки для родителей;
  2. запись на интерактивной доске темы собрания, эпиграфа:

План:

1) Организационный этап

  • Вступительное слово педагога;

2) Содержательный этап

  • Практикум «Что такое адаптация?» Выступление классного руководителя.
  • Что такое инфантилизм?
  • Каковы его причины?
  • Как это может проявляться?
  • Упражнение «Расскажи о режиме дня ребенка».

3) Итог собрания. Рефлексия.

  • Игра «Слово-эстафета».
  • Заключительное слово классного руководителя. 

Ход собрания.

I Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день уважаемые родители! Рады видеть вас на нашем собрании. Будет оно проводится в необычной форме. Тема у нас совсем необычная. Я расскажу вам немного интересной информации об одной из самых важных проблем первоклассников, а вы подумайте, что же это за проблема. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни своих детей, их переживаниям и трудностям, с различными проблемами адаптации современного школьника.

Так о чем мы свами будем говорить на сегодняшнем собрании?

Верно: об адаптации первоклассников.

Проведем небольшой практикум: поделитесь своими впечатлениями о том, с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки и т.д.

2. Что такое адаптация? Выступление классного руководителя.

- Уважаемые родители, а как вы понимаете слово «адаптация»? Как это применимо к вашему ребенку?

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и обучению.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

IV Психологическое упражнение «Знакомство».

Родители работают по схеме: Меня зовут…, я мама…, называют 3 положительных качества своего ребёнка.

Знакомство с результатами диагностики. ( на начало учебного года)

- Результаты диагностики показывают, что одной из причин школьной дезадаптации является инфантилизм (наблюдается у 78% детей)

- Как вы думаете, что такое инфантилизм?.

Инфантилизм- задержка физического и духовного развития на детской стадии (проявление наивного подхода в быту и в политике).

Каковы его причины?

  1. врождённая патология – 15%
  2. особенности воспитания в семье (гиперопека, гипоопека) – 85%

Как это может проявляться?

1.ребячество (желаемое состояние души – вечный праздник, игра)

2.пренебрежение к духовному

3.спортивное разрешение проблем (дать в глаз, вырвать двойку из дневника)

4. дела выбирает полегче, поинтереснее, где нет ответственности

5.предпочитает говорить о своих правах

6.эмоции поверхностные и бурные

7. артистичны

8 склонны к эмоциональным решениям

9. высока склонность к суицидам

10. внушаемы (очень быстро излечиваются от алкоголизма, наркомании и тут же выйдя из клиники, начинают пить, колоться)

11. склонны к экстремальным видам спорта

 

V Выступление классного руководителя.

-Сегодня мне хочется обратиться к вам с такими словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

Чтобы обучать и воспитывать ребёнка, необходимо вникнуть в его душевный мир, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации. Нужно постараться добиться, чтобы уход за ребёнком и его воспитание не напоминало бесцельную суету.

Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространённых ошибок, мы хотим предложить вам памятку « Чтобы не было войны» . В памятке описаны советы как разумно организовать жизнь вашего ребёнка, что обеспечит вам взаимное познание, убережёт вас от многих неприятностей и подарит часы общения с близким человеком. (Приложение № 1 )

Мы рассмотрели с вами вопросы психолого – педагогической адаптации .

А сейчас о физиологической адаптации нам расскажет медицинский работник.

VI Упражнение «Расскажи о режиме дня ребенка».

Уважаемые родители! Я предлагаю вам небольшой тренинг. Сейчас пара родителей выйдут и расскажут о режиме дня своего ребенка. С остальными родителями мы проанализируем высказанное, найдем + и -, дадим советы, а может кто то из родителей возьмет некоторые рекомендации себе на заметку. Давайте приступим.

Спасибо. Есть у вас вопросы?

VII Рефлексия.

Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации первоклассников к новым условиям. Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Игра «Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом будут передавать мяч.

VIII Итог собрания. Заключительное слово классного руководителя.

Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Помогите вашему ребенку!

Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

Список использованной литературы.

1.Н.И.Дереклеева Справочник классного руководителя 1-4 классы- М.: «Вако» 2005

2.Первые дни ребёнка в школе :рефлексивные круги, игры./авт.-сост. Н.Б.Говоркова, Г.Г.Кукушкина/,- Волгоград:»Учитель» 2008

3.Формирование здорового образа жизни у младших школьников /авт.сост.Т.Н.Захарова, Т.Н.Суровикина, С.Г.Оводо, А.В.Сысоева/- Волгоград «Учитель»2007

4.Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт.сост. Н.С.Мозговая, М.В Головач, И.Г.Филатова, Т.И.Магомедова/ -Волгоград «Учитель» 2007

Приложение1.

Памятка для родителей «Чтобы не было «войны»».

  • Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что – то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что –то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Желаем Вам успехов в воспитании детей!

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....