Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике. (Памятка для учащегося)
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова
I. Как выбрать тему исследования. Попробуй задать себе следующие вопросы:
· Что мне интересно больше всего?
· Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
· Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
· Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?
· Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
· Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
· Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками.
 Тему исследования надо записать.
Какими могут быть исследования?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.

(Памятка для учащегося)

 I. Как выбрать тему исследования. Попробуй задать себе следующие вопросы:

· Что мне интересно больше всего?

· Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

· Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

· Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?

· Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

· Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

· Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками.

 Тему исследования надо записать.

Какими могут быть исследования?

 Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

· фантастические – несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

· экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

· теоретические – предусматривает изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

 II. Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Запиши цель своего исследования.

  III. Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.

IV. Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Запиши свою гипотезу.

Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

 V. Организация и методика исследования.

 Для того чтобы составить план надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Список доступных методов исследования:

· подумать самостоятельно;

· прочитать книги о том, что исследуешь;

· познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

· найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

· спросить у других людей;

· понаблюдать;

· провести эксперимент.

VI. Подготовка к защите исследования.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

· дать определения основным понятиям;

· классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

· выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; · ранжировать основные идеи;

· предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

· выработать суждения и умозаключения;

· сделать выводы;

· указать возможные пути для дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

· подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

· приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих и существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.

4. Ранжировать основные идеи.

 Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая по значимости занимает второе место, какая – третье и т.д.

5. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Выработать суждения и сделать умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы.

 Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

· какие гипотезы проверялись;

· какие использовались методы и средства исследования;

· каким был план исследования;

· какие результаты были получены;

· какие выводы сделаны по итогам исследования;

· что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

 

VII. От чего зависит успех исследования.

· Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

· Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

· Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

· Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

· Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

· Действуя, не бойся совершить ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых з...

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.

Самостоятельность, как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников....

Создание условий для формирования у младших школьников учебной самостоятельности

Целью и основным результатом образования является усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Что отличает учебную деятельность от процесса приобретения знаний? Как создат...

Патриотическое воспитание младших школьников: требования ФГОС и практика их реализации

Патриотическое воспитание младших школьников: требования ФГОС и практика их реализации...

статья «Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»

В статье представлены этапы работы воспитатания социальной активности младших школльников на примере волонтерских практик....