статья «Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»
статья

Семенова Светлана Владимировна

В статье представлены этапы работы воспитатания социальной активности младших школльников на примере волонтерских практик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»

         Волонтёр в переводе с латинского означает «добровольный», поступающий по доброй воле. Волонтеры обращают внимание общества на то, мимо чего оно до этого равнодушно проходило мимо. Раньше никогда у нас не навещали стариков в домах престарелых, не ходили играть к детям – инвалидам, не ухаживали за бездомными животными в приютах. Волонтеры меняют мир к лучшему, заботятся о тех, кто сам о себе позаботиться не может. Стать волонтерам может любой человек старше 14 лет. Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а во время волонтерской работы, детей младше 14 лет должны сопровождать официальные представители. Деятельность волонтеров прописана в

  • Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Письмо ДОО Минобрнауки Росси от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

          Перед волонтёрами стоит выбор, в какое направление волонтёрства пойти. Волонтерский труд – хороший способ разнообразить деятельность школьника. Выбор должен осуществляется учащимися. Чтобы они смогли осознано выбрать, каким видом волонтерства заняться, школьники должны обрести опыт волонтерских проб. В школе 136  Калининского района разрабатывается программа внеурочной  деятельности, адресованная ученикам младших классов. В программе выделено 5 основных направлений волонтёрства.

Социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными.

компания.

(начать раздельный сбор мусора у себя дома, и отвозить рассортированные отходы в специальные контейнеры;

придумать и провести интересный творческий мастер-класс для детей из детского сада;

уделить время одиноким бабушкам и дедушкам в доме престарелых, дав им самое главное – радость общения)

Экологическое волонтёрство. Защита флоры и фауны, экология мегаполиса. Просветительская работа, и об акции, и о проекты: Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? Почему надо разделять сбор мусора у себя дома, и отвозить рассортированные отходы в специальные контейнеры)

Событийное волонтёрство

Безусловно, самый яркий, самый интересный вид волонтёрства - это обслуживание крупного массового события. Вспомним, к примеру, сочинскую зимнюю Олимпиаду: волонтёры стали одними из самых заметных и запомнившихся её участников. Они помогали болельщикам сориентироваться в огромных «кварталах» олимпийской деревни.

Патриотическое волонтерство. Гражданско-патриотическое воспитание, помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.

Культурное волонтёрство. Это направление связанное с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был Год литературы, 2016 год – Год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – открывают свои двери волонтёрам.

   

Программа имеет социальную направленность и носит название «Школа волонтеров». В ходе изучения программного содержания учащиеся ищут ответы на вопросы: «Что значит «быть волонтером»? Способен ли я стать волонтером? Какой вид волонтерства близок лично мне?». Программа построена так, что ученики имеют возможность познакомиться с 5-7 волонтерскими проектами различного характера, реализуемыми в пространстве Санкт-Петербурга. Например: «Добропочта», «Старость в радость», «Добрые крышечки», «Ёлка желаний», «Мусора Больше Нет» и пр.

Работа с волонтерскими проектами в контексте внеурочной программы строится по следующему алгоритму:

1. Встреча с волонтером – взрослым, имеющим опыт участия в данном проекте, для расширения представления учащихся в данном в данном виде волонтерства и об особенностях организации акции в рамках изучаемого волонтерского проекта. Для чего это нужно?

2. Подготовка школьной (внутриклассной) акции в рамках данного волонтерского проекта. Способен ли я?

3. Проведение школьной акции в рамках данного волонтерского проекта.

4. Рефлексия итогов проведения акции, выявление личностных и социальных результатов волонтерства. Готов ли продолжить работать в этом направлении?

Данная внеурочная программа построена в  формате социокультурных практик, в ходе которых учащиеся осваивают механизмы (алгортимы)  организации различных «добрых дел» и практикуются в их проведении. Школьники начинают понимать, что для проведения полезного для других дела, необходимо определить.

«Новогодний десант. Елка желаний»

1. Название проекта. «Новогодний десант. Елка желаний»

2. Цель проведения волонтерской акции.

Оказание  внимания бездомным животным, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Задачи:

- Активное включение в добровольческую деятельность детей, их родителей,

- Укрепление партнерских отношений между организациями, содействующими добровольческой деятельности, общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями, государственными и муниципальными организациями, добровольческими организациями.

3. Проведен Добро Урок, мастер - класс по изготовлению новогодних открыток.

4. Оформление стенда/ёлки для Акции

5. Сбор принесённой помощи;

Сортировка по организациям – благополучателям.

          Большое внимание в рамках внеурочной программы «Школа волонтеров» работе с детской мотивацией. Мотивация – главное условие активного и заинтересованного участия детей в волонтерстве.

  • Первой способ. Для создания положительного настроя на волонтерскую работу на внеурочных занятиях можно использовать различные упражнения и короткие тренинги, придающие образовательному процессу интерактивный характер.

«Подарок»

«Шкатулка добрых дел»

«Карта жизни»

  • Второй способ поддержания и развития мотивации школьников в волонтерской деятельности – организация образовательной среды.

В классе необходимо найти место, на которое клеить стикеры, фиксировать результаты работы, а также выражать свое мнение к происходящему. Для поощрения учеников. Необходимо в классе сделать уголок, где размещаются сертификаты и благодарности наиболее активным волонтерам. Информацию о работе над волонтерским проектом можно выкладывать в соц. сети на странице группы класса.

  • Третий способ работы с детской мотивацией – чтение специальной литературы. Первым сводом жизненных ценностей для детей является сказка.  Из сказок ребенок узнает о том, что в жизни есть добро и зло, предательство и преданность, ненависть и любовь, о том, что преодолев трудности, можно победить. Читатель может на примере других пережить такие эмоции как страх, гордость, разочарование, радость, обиду, восторг. На полках нашей «Книжной лавки» появлялись книги, которые мы читали и обсуждали.

  • Четвертый способ. Приобщение родителей.

Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. У каждого из родителей есть свой уникальный жизненный опыт, знания, скрытые таланты, нереализованные мечты. Поэтому важно активное участие родителей в совместной деятельности для создания оптимальных условий в работе волонтерского движения. Родители – это добровольные помощники, организаторы, участники проектной деятельности. Они могут оказывать организационную, моральную и материальную поддержку детскому волонтерству. В младшей школе можно отметить особое влияние родителей, поэтому следует рекомендовать выполнение совместных с ними проектов. Важно при этом, чтобы родители не выполняли работу за ребенка, чтобы они «заражали» его своим интересом, креативностью, оптимизмом, готовностью работать в ситуации затруднений. Поэтому следует обсудить с родителями, как взаимодействовать с ребенком, в чем должна состоять роль родителя при выполнении проекта.

        Волонтерское движение в начальной школе может стать эффективным средством формирования инициативности и самостоятельности младших школьников. Волонтерство способно приобщить ученика к жизненным ценностям. А мотивация  оказывает влияние на процесс и результаты любой деятельности. Сохранение интереса к проекту – это особая составная часть в работе педагога. Проблема мотивации обучающихся к проектной деятельности стоит перед педагогами достаточно остро. Именно отсутствие (или снижение) мотивации воспринимается как существенная помеха в реализации заложенных в образовательном стандарте возможностей проектной деятельности. Известно, что даже с энтузиазмом начатый проект в ходе работы над ним может утратить для обучающегося свою привлекательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...

Игра как педагогический феномен двигательной активности младшего школьника в процессе обучения и воспитания.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические зада...

«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных усл...

«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание  условий для достижения учащимися...

Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...