Деятельность детской общественной организации, направленная на повышение социальной активности младших школьников
статья на тему

Мещерякова Любава Борисовна

Статья о создании детской обшественной организации в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мещерякова Любава Борисовна, 

учитель начальных классов

МБОУ «Ключевская  

средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района

Омской области»

Деятельность детской общественной организации, направленная на

повышение социальной активности младших школьников

После того, как прекратили своё существование октябрятская и пионерская организации, долгое время каждый классный коллектив, как правило,  жил своей жизнью. Не было единства целей, задач воспитания, совместных дел классов, общности интересов и мотивов деятельности учащихся.

В результате очень остро встала проблема занятости детей во внеурочное время. Во многом это происходит потому, что дети мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.

За последние годы в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. Современное детское движение, представляет собой живое, динамичное явление. Формы и структуры разнообразны.

Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям.

Главная их особенность – это создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу» - добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация.

Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

1. Социальное воспитание детей,  развитие личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;

2. Разумно организованный досуг детей, в котором ребёнок реально может проявить себя в различных статусах, ролях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;

3. Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;

4. Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Детская организация – особый тип детских общественных объединений. ДОО «Радуга», представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, созданное в нашей школе для социально значимой деятельности, имеющее регулирующие нормы и правила, зафиксированные в уставе, определенную структуру и фиксированное членство.

Сначала ученики 1-б класса создали своё детское объединение под таким названием, представили этот проект на традиционном ежегодном фестивале групповых проектов школы и предложили создать организацию для всех учеников начальных классов. Идея понравилась ребятам, и многие захотели присоединиться к общественному движению.

19 апреля состоялась торжественная линейка,  на которой лучшие представители каждого класса дали клятву и были приняты в ряды организации. Им были повязаны галстуки «радужных цветов» и приколоты значки-эмблемы. Это стало днём рождения детской добровольной общественной организации «Радуга».

Программа ДОО является подпрограммой воспитательной системы школы, поскольку она является логичным дополнением и условием реализации целевой программы развития.

Цель: формирование качеств личности младшего школьника, способности к самоопределению, саморазвитию и самореализации в обществе с учетом возраста, интеллекта и интересов ребенка.

Задачи:

1.  Создание условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности школьника, его развития.

2.  Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность на практике закрепить свое отношение с окружающим миром, проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.

3.  Способствование развитию у детей осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.

4.  Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

5.  Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

 Принципы и правила ДО «Радуга»

Деятельность ДО основана на добровольности, возможности проявить себя в любом деле, творческом союзе с учителями и старшеклассниками.

У каждого класса галстук одного из цветов радуги, в соответствии с выбранным направлением деятельности класса. Создан Совет Младших для организации интересных и полезных  дел.

Для вступления в детскую организацию «Радуга» необходимо соответствовать определённым требованиям:

  1. Хорошо учиться.
  2. Принимать активное участие в делах класса и школы.
  3. Быть ответственным и дисциплинированным.
  4. Знать и выполнять Правила организации:

- Красотой и добротой наполняем день любой!

- Ответственность, активность, труд в делах и в учёбе с нами идут!

- Животным, птицам помогаем, природу мы оберегаем!

- Зарядка, режим, гигиена, чистота – Здоровый Образ Жизни с нами навсегда!

- Граждане юные нашей страны, дружбой и честностью будем сильны!

- Старших все мы уважаем, малышей не обижаем!

- Физкультурой, спортом занимаемся, быть сильными и смелыми стараемся!

Девиз ДО «Радуга»: Мы радужные дети, мы сможем всё на свете!

Торжественное обещание: 

- Я, ………………, вступая в ряды школьной организации «Радуга», перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: знать и выполнять Правила организации; прилежно учиться; быть честным и справедливым; беречь и охранять богатства страны и школьное имущество; активно участвовать в делах своего класса и школы; расти достойным гражданином своей Родины.

Подведение итогов

Для создания ситуации успешности и соревновательного момента создан «Экран успеха», где все достижения классов выставляются в баллах. Дорожки экрана расцвечены соответственно цветам радуги.

За участие в городских, областных и прочих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

1 место – 5 баллов

2 место – 4 балла

3 место – 3 балла.

За участие в школьных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

1 место – 4 балла

2 место – 3 балла

3 место – 2 бала.

Прогнозируемые результаты.

У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности:

- устойчивый интерес к учению;

- применение знаний на практике;

- инициативность;

- самоуважение, уверенность;

- эстетическое восприятие природы и человека;

- умение согласовывать личное и общественное;

- привычка заботиться о своем здоровье;

-  правдивость;

- толерантность.

Организация хороша тем, что в ней существуют правила (взрослые устанавливают их вместе с ребятами), а подростки всегда любят игры по правилам. С их помощью строятся отношения, планируются конкретные дела. Здесь важно участие самих ребят. Учителя и родители должны развивать инициативу ребят. Позаботиться надо только об одном — чтобы инициатива была полезной и значимой для школы, для поселка, для города, для них самих.

Добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности: выражаясь детским языком, делала её более «взрослой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...

«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных усл...

«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание  условий для достижения учащимися...

Программа деятельности детской общественной организации "ОАЗИС"

Для развития коммуникативных и организаторских способностей, познавательного интереса, нравственных качеств и повышению этической культуры общения, воспитания патриотов своей родины создана  школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»

В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...

статья «Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»

В статье представлены этапы работы воспитатания социальной активности младших школльников на примере волонтерских практик....