Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"
методическая разработка на тему

Петрова Марина Андреевна

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx39.11 КБ
Office presentation icon dlya_mo.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

  • Петрова Марина Андреевнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Проблема орфографической зоркости  учащихся  в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит  от того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном  этапе обучения. От того, что будет заложено в ученика начальной школы, зависит успеваемость по предмету  в старших классах.

Ориентация на развитие грамотного письма учащегося побуждает учителя к постоянному поиску методов и форм обучения, которые будут способствовать развитию орфографической зоркости.

           Эта проблема становится особенно актуальной и в свете реализации новых стандартов начального общего образования, которая предусматривает осуществление системно- деятельностного подхода в обучении. Наряду с этим, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между заучиванием орфограмм и умением применить знание  на практике.

          Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Творческие приемы работы над правописанием словарных слов”.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы освоим творческие приемы отработки написания словарных слов через различные виды деятельности.

Мне для помощи необходима фокус –группа. Приглашаю вас, уважаемые коллеги  подняться на сцену.

Творческие приемы – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Вставь пропущенную букву»

II. Игра “Вставь пропущенную букву”.

Для этого я показываю слова, а вам необходимо поднимать карточки с той буквой которая пропущена. 

Слова: помидор, огород, ворона (в каждом слове пропущена безударная гласная).

Кол-во ошибок в зале – 1.

III. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

– Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики и мнемотехники.

“Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают.

Уважаемые коллеги, первый метод который мы рассмотрим – это

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Как сказал Константин  Дмитриевич Ушинский:  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  

Приём № 1. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Обратите внимание на слайд, здесь использованы  изображения буквы О , например в слове овощи в виде кастрюли в которой готовятся овощи., в остальных буква о схожа по форме овощей которые написаны.

Например буква о можно изобразить в виде колеса, а также в слове помидор выделить букво о и и.

А сейчас уважаемые коллеги попрошу вас выполнить задания:

Вам необходимо:

  1. Вставить пропущенную букву.
  2. Понять и изобразить графические ассоциации которое помогли вспомнить пропущенную букву.
  3. Спасибо.

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. например вот такие. Слайд

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

  

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

??????


Следующий приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 
Пассажир – п
ассажир берет билет в кассе.
Улица – на у
лице встречаю знакомые лица.
Запад – на за
паде солнце падает.

У меня задание для вас  уважаемая фокус- группа, В слове спряталось другое слово, вам необходимо найти в словах дополнительные слова.


Горизонт – гори, зонт.

Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – 
соловей поет соло.

Спасибо.

Прием №3Следующий прием – это исползование шарад.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура).

Вам всем известно, что такое шарады поэтому давайте попробуем их разгадать.

Сперва назови ты за городом дом,

 В котором лишь летом с семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

 Получится то, что решать суждено.

 (Дача -задача.)

С буквой К живу в лесу,

С буквой Ч овец пасу.

(Кабан — чабан.)

Шарады для фокус –группы.

Я с В — ночная птица,

 Но замените В на Д — И растворяюсь я в воде.

 (Сова — сода.)

Я с В — ночная птица,

 Но замените В на Д — И растворяюсь я в воде.

 (Сова — сода.)

Спасибо, уважаемые коллеги.

С помошью таких приемов  вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Приём № 4. “Мускульная память”.

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать". Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

Сейчас мы с моими коллегами продемонстрируем это задание:

  1. Один из вас пишет другому на спине другого слово печатными буквами.
  2. Задача второго угадать слово и ответить на вопрос какая буква 2 и 4.

А теперь повернулись…… пишем: “Первую гласную в слове энтузиазм, вторую гласную в слове тренировка” (выполняется письмо на спине впереди сидящего ученика).

  1. Спасибо.

Приём № 5. Выделение безударной гласной размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча.

Спасибо большое моим коллегам за помощь, можете пройти в зал.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

  • Метод звуковых ассоциаций;
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника);
  • Выделение безударной гласной размером и цветом;
  • Диктанты наоборот.

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. 
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Творческие приемы работы над правописанием словарных слов». Учите видеть в словах больше, чем написано. Петрова М.А. учитель начальных классов ООШ с.Кариево

Слайд 2

Творческие приемы – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Слайд 3

Вставь пропущенную букву п _ мидор _ город в _ рона п о мидор о город в о рона

Слайд 4

Метод ассоциаций - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Слайд 5

К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Слайд 6

Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Слайд 9

Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Слайд 10

А Р кета Метод графических ассоциаций пуг вица

Слайд 11

Сильный и слабый к О т к О тёнок

Слайд 12

Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Пассажир – п асса жир берет билет в к асс е. Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а. Запад – на за пад е солнце пад ает.

Слайд 13

В СЛОВЕ СПРЯТАЛОСЬ ДРУГОЕ СЛОВО. Горизонт – гори, зонт ! Облако – на об лак е лак. Пловец – плов ец плывет в плов е. Соловей – соло вей поет соло.

Слайд 14

Приемы мнемотехники Рифмованные правила Дружит лишь с одною Н Суффикс –АН- (-ЯН-). Но запомни ты одно: Исключение – ОКНО: Рама – дерев ЯНН ая, Ручка – олов ЯНН ая, Ну, а поверхность – стекл ЯНН ая .

Слайд 15

Шарады Сперва назови ты за городом дом, В котором лишь летом с семьею живем. Две буквы к названью приставь заодно. Получится то, что решать суждено. (Дача -задача.) С буквой К живу в лесу, С буквой Ч овец пасу. (Кабан — чабан.)

Слайд 16

Волга — иволга.

Слайд 17

Выделение безударной гласной размером и цветом

Слайд 18

Мускульная память

Слайд 19

Использование для чтения и письма орфографически-насыщенного материала: Мыши, лыжи, пень, часы, Воробьи, лиса, весы, Котик Васька, пес Пушок – Сколько правил здесь, дружок?

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути работы над усвоением правописания словарных слов"

Представленный опыт работы над  правописанием словарных слов  поможет учителям начальных классов найти пути решения этой проблемы....

Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"

В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...

Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"

Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

Особенности логопедической работы по правописанию словарных слов

Вашему вниманию будут представлены упражнения,  применяемые на логопедическом занятии, включённом в блок, посвящённый словам с разной слоговой структурой, и направленные на запоминание правописан...

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...