ЭССЕ « Я - УЧИТЕЛЬ » на районный конкурс «Учитель года -2018»
материал по теме

Сумина Галина Алексеевна

Учитель - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ  « Я УЧИТЕЛЬ »

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

                                                                        (В. Ключевский)

         После окончания школы сразу стать учителем у меня не получилось,  хотя все время мечтала об этой профессии.  Я до сих пор с благодарностью вспоминаю мою учительницу математики Ромашову Лидию Михайловну, которая очень любила свой предмет и своих учеников. На ее уроках меня даже возмущало, когда кто-то не понимал  излагаемый материал, ведь она так  доступно  объясняла. Я смотрела, как Лидия Михайловна ведет урок, радовалась, когда она меня хвалила, и думала: «Я обязательно стану учителем». Я слышала, что очень часто именно личность одного человека влияет на выбор профессии другого человека. Так получилось и у меня. И я благодарна  за это моему учителю.

         И вот уже почти 25 лет я работаю учителем, учителем начальных классов.

         Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – самый первый друг, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.

         Когда я начинала работать учителем, то одним из ведущих принципов выбрала для себя принцип «не навреди», который вытекает из общего принципа гуманизма как уважения личности, как заботы о ее будущем и ее благе. Для учителя нет ничего важнее этого принципа! Но со временем, конечно, еще добавила: «не отмахнись», «не разучись улыбаться», «не разочаровывайся», «не останавливайся» и т.д.

         Люди по-разному воспринимают  роль учителя. Для одних – это просто учитель определенного предмета, для других – всего лишь образованный человек, а для меня это - педагог, воспитатель, друг, который влияет на становление личности ребенка. На своих уроках я стараюсь создать проблемные, поисково-исследовательские ситуации, чтобы вовлечь ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач, очень часто провожу уроки с игровыми элементами. Будучи человеком творческим и увлекающимся, вижу, что дети с удовольствием поддерживают мои различные идеи. В труде учителя нет второстепенных направлений, особенно учителя начальных классов, но все же приоритет я отдаю в своей работе  патриотическому воспитанию. Работаю в тесном содружестве с родителями. Вместе с родителями обучающихся стараемся воспитать достойных граждан страны, ответственных за свою судьбу, за будущую судьбу своей семьи, а в целом - за судьбу Родины. Невидимой нитью через все уроки, внеклассные мероприятия, проходит не только тема любви к родине, но и забота о родителях, забота о братьях наших меньших, все то, что делает нас людьми.

        Учитель - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств.

       Я люблю своих детей. Что это значит? Для меня это значит принимать их такими, какими они приходят ко мне. Любить детей - это видеть в каждом ребенке уникальную личность, чувствовать сердцем детские проблемы, сопереживать вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Сложность труда учителя в том, чтобы найти путь к сердцу ученика, создать условия для развития у него познавательных, творческих способностей, раскрыть талант каждого. В первую очередь учителю нужно научиться уважать ребёнка с его достоинствами и недостатками. Ведь все они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие. Нужно стараться построить с детьми доверительные отношения, помочь каждому из них реализовать себя как личность.

         Я часто думаю о том, как они войдут в современный сложный мир, удастся ли им найти в жизни своё место, сумеют ли реализовать себя? Чтобы помогать им в этом, я стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, творческие способности, свои личностные качества.

       Учителю начальных классов во многом достается роль заботливой, внимательной мамы, которая направляет, организовывает,  но обязательно оставляет своим ученикам пространство для инициативы, самостоятельности. Поэтому требуется умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных, видеть их зону ближайшего развития. Именно в мои руки родители передают своих деток. Еще вчера они сами о них заботились, их опекали, ограждали от всяких житейских сложностей. А сегодня маленький человечек в одночасье вступил в самостоятельную жизнь, где ему придется столкнуться с большим количеством свалившихся на него обязанностей: учиться, планировать свой день, делать уроки, находить общий язык со сверстниками, учителями, переваривать и осваивать потоки новой информации. Это же самый настоящий стресс для будущего ученика. И вот в этом момент на помощь ребенку приходит первая учительница. И ребенок должен почувствовать тепло, соучастие, любовь.

       Современный мир очень сложный, он непрерывно развивается, находится в постоянном движении, делает  вызовы обществу. И сегодняшнее поколение ребят совсем по-другому воспринимает окружающую действительность. Чтобы ребенок вырос полноценным гражданином нашего общества, необходимо развивать его возможности с самого раннего детства, чем я и занимаюсь. Воспитание детей должно идти из души и сердца учителя. Я уверена: чтобы этот процесс проходил успешно, должна быть создана атмосфера любви и уважения, где ребенку будет хорошо, тепло, уютно и где его будут ценить настолько, что он станет интересен себе и другим.

        Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым.

         Сегодня быть учителем непросто. Требования времени, сама жизнь заставляют искать пути самосовершествования, развиваться, а не стоять на месте, быть постоянно в поиске. Мы познаем новые технологии, ищем новые способы повышения мотивации учеников, т.е. учитель является носителем различных технологий, методов и приёмов образовательной деятельности. Все это в хорошем соотношении дает свои результаты. Но никакие технические средства не заменят живое человеческое слово, участие в судьбе ребенка. Главное -  в каждом ребенке видеть личность и уважать её, тогда ребенок чувствует ответственность за свои поступки. Без уважения к личности  нет интереса к учению.

         Поэтому каждый день я стараюсь узнать что-то новое, полезное, эффективное, новаторское. Нужно разобраться самой, доходчиво передать ученикам, помочь воспринять новые знания.

          Главными качествами учителя для меня выступают открытость, доброжелательность, целеустремлённость, креативность, умение работать в команде, взаимодействовать на всех уровнях возможного общения. Свой день я начинаю с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям. От нее становится теплей, она сближает детей, помогает понять, что им рады в школе. Я всегда помню, что каждое сказанное мною слово оставляет след в душе ребенка, а мне дает душевные силы, способствующие профессиональному росту, работе над собой, совершенствованию личных качеств.

         Каждый день я открываю дверь классного кабинета и ко мне обращаются взоры моих учеников, их ясные, любопытные глазки, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Мы вместе делаем открытия, вместе делаем первые шаги  в мир знаний.

         А как бывает приятно, когда мои ученики одерживают маленькие победы на уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в новом материале, не боятся признать свои ошибки. И не выразить словами то чувство восторга, когда дети спешат ко мне, чтобы поделиться своей радостью или своими проблемами. Именно в эти минуты я понимаю, что правильно  выбрала профессию,  начинаю чувствовать, что дети нуждаются во мне и ждут от меня слова одобрения, похвалу, улыбку, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Разве это не счастье?

          Я благодарна судьбе за то, что я — учитель. Я люблю свою работу, надеюсь, что эта любовь находит отклик в сердцах моих учеников, настоящих и бывших.