эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"
материал на тему

Кузнецова Ирина Александровна

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_uchitel.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

У меня активная жизненная формула:

В ней моя позиция- креативно новая.

Применяю в работе много современного-

Технологию проблемного и глубокого мышления.

Учу  мыслить только творчески,

Верить, понимать, любить,

Доверять, мечтать, творить.

Созидателем быть будущей своей судьбы,

Человеком настоящим, Гражданином для страны.

Живет человек. Обычный. Казалось бы, такой, как все. Только жизнь его измеряется не годами, а звонками, то зовущими на урок, то провожающими во взрослую жизнь, поурочными планами, волнениями и радостями за своих учеников. 
         
Живет человек, и жизнь его слагается из множества бесконечных дел и забот, главное из которых школа. Как редко в будничной суете нам удается поразмышлять о своей профессии, о задачах, которые мы призваны решать, о своей миссии …

Учитель - святое слово. И этим добрым словом вспоминаешь учителей, которые помогли тебе стать человеком. Я благодарна своим учителям Меретуковой Саниет Юрьевне, Мелкумовой Ольге Анатольевне и, конечно, своей маме, учителю начальных классов Макагоренко Ольге Дмитриевне, за то, что увидели во мне  и развили качества педагога,  зажгли тягу к знаниям, научили любви и желанию делиться этой любовью!

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

           Учитель – это не просто профессия. Это состояние души. Это образ жизни. Каким я его вижу?  Это Личность, находящаяся в гармонии с собой и окружающим миром. Это высокий профессионализм в сочетании с талантом общения.  Современный учитель, учитель «новой школы» должен быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и умеющим повести за собой. Это, непременно, успешная личность.

Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. 

 В наше время работать в школе трудно, но интересно. Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя.

 Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставиться еще одна  глобальная задача – научить  своих учеников адаптироваться в жизни.

Но  наши «новые» дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры.

  Именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении  сегодняшнего образования. И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов. А в настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять  в жизни.  Я должна помочь расцвести моим детям в этом мире – не просто дать знания в готовом виде, а научить их  думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения.

  У  каждого  школьника  есть  способности  и  таланты.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться.  Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, свой талант - это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.

 Я заинтересовалась программой «Школа России». Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой  проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа России» соответствует основным принципам государственной политики российского образования.    И  работая по этой программе, я поняла, что  именно она поможет мне сделать образование современным, повысить качество обучения, мой профессиональный рост.

Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога. 
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя. 
         
Постулатом работы учителя должны быть слова: ребёнок для школы, а школа для ребёнка! Ученик – это саморазвивающаяся личность.
А каждому известно, что только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть просто Личностью.   Причем такой Личностью, за которой хочется идти.  Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но, я стараюсь учить этому своих учеников ежеминутно, ежечасно, повседневно.

По сути, есть только один путь — самой постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательной к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе…

Современный учитель —  это, безусловно, еще и всесторонне развитый и образованный человек, а значит Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.  Деятельностный метод обучения может решить эту задачу. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Я помогаю им совершать эти открытия.  Для меня важным является включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках через использование приёмов и методов  проблемного обучения, информационных технологий, личностно- ориентированного обучения. Урок прошёл отлично, если каждый ребёнок  ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.

Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...  Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель – вечный Ученик. И я учусь. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов,  важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию.  Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

 Учусь у известных педагогов  А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили, С.Соловейчика, Л.Н.Толстого, перечитывая их литературное наследие, учусь у своих коллег. Я поняла, что  не надо бояться  признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!

 Исследователь, Творец!.. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни.

Учитель, Гражданин и Патриот своей страны, сознает свою ответственность за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны, всей человеческой цивилизации. Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Недаром говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Профессия учителя уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога. 

Как много сил нам надо отдавать

И чутким быть, и многое предвидеть.

Чтоб душу детскую понять,

При этом не поранить, не обидеть.

Поэтому моим педагогическим кредо в работе с учащимися является: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».

Каким же всё-таки должен быть современный учитель? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека.

        Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.

        Педагог, как ученый исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше.

        Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки души.

        Педагог, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей.

 Учитель – это Созидатель, Личность, Профессионал, Творец, Исследователь, Ученик и Гражданин.

Но, прежде всего он должен быть Человеком. 

 Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.

Моя мама,  Макагоренко Ольга Дмитриевна,  учитель с двадцатипятилетним  стажем, как-то сказала мне: «Не бойся быть с ними доброй и ласковой. Доброты и любви никогда не бывает много.  Люби и любима будешь. Даже через много лет увидишь в них ростки посеянного тобой добра». Я люблю своих детей. Я уже не смогу без десятков смешных, восторженных, лукавых, вредных, влюблённых глаз моих учеников.

Принцип человечности- лучшая традиция.

Мир и дружба наций – верная позиция!

Патриотом быть и компетентным гражданином

Я хочу детишек научить. И стремлюсь

С высоконравственных позиций

Для ребят простой, понятной быть.

Чтоб во мне искали понимание,

Всеобъемлющий источник знаний,

Позитива, бодрости заряд,

игр, идей, новинок целый склад!

Все мои ученики ТАЛАНТЛИВЫ! Уверена - большой долей моих педагогических удач, побед я обязана им, действенной помощи моих коллег, мудрому наставнику и моей любимой семье. У каждого человека есть в этой жизни свое призвание.

Мое призвание - быть УЧИТЕЛЕМ!

И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало учебного года 2014 - 2015

У нас в школу в начале учебного года приезжали артисты (клоуны) и провели конкурсную программу среди учеников начальной школы. В увлекательной игре дети повторили правила дорожного движения.Вспомнили,...

Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"

Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....

Материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов ОстренкоЛ.П.

Представлены материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов Остренко Л.П., которые включают следующие документы:1.заявку на ...

Методический семинар к Республиканскому конкурсу "Учитель года - 2015"

В данной презентации представлена методическая работа Доктугу Эллады Дармажаповны, учителя начальных классов первой категории МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва....

Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг

Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг...

Итоги года 2014-2015 учебный год

Итоги года 2014-2015 учебный год...

Фотография урока Пылиной Л.В. «Педагог года ЮВАО - 2015».

Анализ открытого урока английского языка...