Использование развивающих методов при традиционной системе обучения
методическая разработка на тему

Куулар Галина Арандоловна

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения

         Развитие познавательных способностей учеников, их умений и навыков значительно отстает от темпов роста объема знаний. Объясняется это отнюдь не особенностями развития ребенка, а тем, что чаще всего усилия педагогов направлены на анализ содержания конкретного учебного материала, на усвоение терминов, понятий, фактов. Систему знаний ученик должен уметь применять для решения самых разнообразных практических задач.

        Структура модели развивающих уроков ( СМРУ) включает в себя три последовательных этапа.

         Первый этап – разминка или такие её варианты, как буквенный или цифровой диктант. Детям предлагается ряд вопросов, ориентированных не только и не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции.

        На разминку отводится 3-5 мин, в течение которых в быстром темпе учащиеся отвечают на вопросы.

       Второй этап – развитие психических механизмов, на которых основаны творческие  способности учащихся (память, внимание, мышление, воображение). Задания на сообразительность (ребусы, кроссворды, загадки, чайнворды, криптограммы и др.) развивают наблюдательность детей, познавательные процессы, поддерживают интерес к изучаемому материалу.

        Третий этап – выполнение логически- поисковых и творческих заданий.

Их цель – воспитание у учащихся умения видеть новое в знакомом, использовать полученные знания в необычных или сильно видоизмененных условиях.

       Ученые считают, что наиболее эффективно развитие познавательных способностей школьников может осуществляться в рамках не одного, а нескольких предметов, когда ребенку надо переключаться с одного вида заданий на другой, интегрируя разнообразные задания и способы деятельности. Очень перспективными могут оказаться интегративные уроки обобщающего повторения в начальной школе, т.к. учителя именно этого звена обладают знаниями по разным предметам.

         Варианты развивающих приемов проверки, обобщения и систематизации ранее усвоенного материала, которые учитель может включать, в зависимости от целей того или иного урока.  

                         Интегративная разминка

Ответьте на вопросы как можно быстрее:

  • Сколько месяцев в году?
  • Сколько дней в неделе?
  • К какому времени года относится месяц февраль? Какой он по счету в году?
  • В каком месяце начинается новый учебный год?
  • Когда начинается уборка урожая?
  • Когда цветут черёмухи – в мае или октябре?
  • Сколько букв «а» в слове «молоко»?
  • Сколько букв «о» в слове «трава»?
  • Сколько десятков в числе 56? А единиц в 19?
  • С маленькой или большой буквы вы напишете название столицы России?  Как она называется?
  • Как звали папу популярного детского поэта Маршака? Правда ли, что он написал сказку «Репка»?
  • Сколько букв в ответе на загадку «Сидит девица в темнице, а коса- на улице»?
  • Чем является число 5 в примере: 2 + 3 = 5?
  • Какие птицы были дикими в сказке Андерсена? Что объединяет их с «Гадким утенком»?
  • Какое число надо вычесть из 10, чтобы получить 3?
  • Какой металл был использован в названии рыбки из сказки Пушкина, которая выполнила три желания сварливой старухи?
  • Правда ли, что береза – это хвойное дерево? Назовите три любых хвойных дерева.
  • Где пальцев больше – на левой руке или правой ноге?
  • Чем отличаются слова: «кость – гость, точка – дочка, уточка – удочка, суп – зуб»?

                                                  Цифровой диктант ( «да» - 1, «нет» - 0 )

  • Медведь зимует в норе?
  • Медведь бывает белый и бурый?
  •  Если у человека коричневые глаза, его называют кареглазым?
  • Отчество человека дают по имени папы?
  • Мама вашей мамы является вам бабушкой?
  • Если 12 лап, то это две кошки?
  • Трио – это три музыканта?
  • Четыре колеса – это две машины?
  • В крыловском «Квартете» четверо животных?
  • В имени девочки, которая плачет, уронив в реку мячик, четыре буквы?

      Итоговый ответ _____________

                                         Слоги

Перед вами пары слов. Как можно быстрее расставьте вместо звездочек знаки, обозначающие меньше, больше или равно, в соответствии с количеством слогов  в них:

                       Каша * мир; перец * кино; пена * дом;

                       Диво * дерево; сосна * береза; том * кедр.

                                      Криптограмма

Отгадайте следующие четыре слова и замените буквы в них цифрами:

  • Ему позволялось шутить даже над королями – 10, 9, 2. (Шут)
  • Движение воды на море – 6, 7, 8, 4, 11. (Волны)
  • Сейчас это лоб, а раньше - … - 1, 3, 8, 7. (Чело)
  • Самая длинная река в мире – 4, 5, 8. (Нил)

А теперь в предлагаемой вам криптограмме замените цифры полученными вами буквами, и вы прочтете известную пословицу:

            1 2 3 4 5 3 – 6 7 2     8 9 1 1 0 3 3     9 1 3 4 53 .

            ( Чтение – вот лучшее учение )

          Тыва дыл. Сѳс иштинден  чаа сѳстерни тывары:

[Ине]к,[ күс]ке, ш[ай], хым[ыш], ко[чал], ш[ала], ш[иви], т[он], [алды]н, ч[адыг], ч[ай], к[ыш], ч[ас] , к[үс], ди[ис], [кѳс]түк, [кара]к, б[ѳрт].

                                              Диктант

                                                     

  1. Кижилерниң чурттар оран-савазы
  2. Чунарда суг хереглевес амытан
  3. Чудурук дег болза-даа, чуртун кагбас кушкажым
  4. Авазының авазы
  5. Кыжын чүү чаарыл?
  6. Чеди ѳңнүг …
  7. Агаар киирер кѳзенек
  8. Чайын чүү чаарыл?
  9. Ачазының ачазы
  10. Тевениң оглу
  11. Хар , чаъс чагдырыксаар куш.
  12. Машинаны башкарып чоруур кижи.
  13. Сыргаларлыг ыяш.
  14. Ак кызыл чечектерлиг, кады кызыл эм унуш.
  15. Элеп туреп-даа чорааш, эдержип чоруур алышкылар.

 

( Бажың, диис, бора-хѳкпеш, кырган-авай, хар, челээш, форточка, чаъс, кырган-ачай, бодаган, каарган, чолаачы, хадың, ыт-кады, идиктер).

                                     Развиваем слуховую память

Выделить ударную букву и запишите ее порядковый номер в слове, например: каша – 2, кипарис – 6…

          Слова: лиса, персик, книга, линейка, линия, метро, поросёнок.

( Должно получиться следующее: 4, 2, 3, 2, 5, 6.)

  • Сосчитайте сумму полученных чисел.
  • Каких чисел в ряду больше - наименьших или наибольших?
  • Сколько слогов было в последнем слове?
  • В каких словах по 4 буквы?
  • Вспомните первое слово?
  • В скольких словах был слог «ли»?
  • Какое число по счету можно получить действием 10 – 4 ? и т. д.

                                 Тренируем зрительную память

Посмотрите внимательно в течение одной минуты на названия овощей и попытайтесь их запомнить в том же порядке. Затем вы должны будете закрыть картинку и ответить на мои вопросы.

     Слова: огурец, лук, морковь, репа, томат.

  • Сколько всего названий овощей вы увидели?
  • Есть ли среди них слова на одну и ту же букву?
  • Сколько слов начинаются с согласной буквы? А с гласной?
  • Сколько слов заканчиваются на согласную? А на гласную?
  • Расставьте все слова в алфавитном порядке.
  • Количество букв в каком слове соответствует количеству дней в неделе?

А пальцев на руке? А ножек у рояля? А порядковому номеру ноты «фа» в гамме?

  • Какой овощ является тем же, что и помидор?
  • Каким овощем был Чиполлино?
  • Какие овощи являются ответами на следующие загадки:

— Сидит девица в темнице, а коса – на улице.

— Без окон, без дверей, полна горница гостей.

            — Её тянули-тянули трое людей и трое животных – еле-еле вытянули.

            — Сто одежек и все без застежек.

                               

 Тренируем внимание

  1. Перед вами ряд чисел. Под каждым из них как можно быстрее подпишите, сколько ему не хватает до 10. Например, под восьмеркой надо было бы написать 2 и т. д.

                       8 3 5 2 4 1 9 7 6

  1. Соедини линиями слова, в которых количество букв совпадает с результатом вычисления:

                           Каша                         9 – 5

                           Пирог                        4 – 1

                           Ручьи                        5 – 2

                           Место                       3 + 2

                           Гриб                         10 – 5

                           Рай                            3 + 1

                           Кот                            2 + 3

  1. Соедините слова с одинаковым количеством слогов:

Нос, армия, растение, сон, кобра, коробочка, погода.

                                           Интегративное занятие

                  ( окружающий мир + русский язык)

Дети в тетради должны записать в две колонки с названиями:

  «ь» - в конце слова» и «ь» - в середине слова» номера вопросов, ответы на которые будут соответствовать названию колонки.

              Читаю загадку, называя её порядковый номер. Дети про себя на неё отвечают, получая слово с «ь» и, в соответствии с условием, записывают лишь номер ответа в нужную графу:

  1. Муж лошади. (Конь)
  2. Кто была мама Пятачка? (Свинья)
  3. День недели между воскресеньем и вторником. (Понедельник)
  4. Время года перед зимой. (Осень)
  5. Второй летний месяц. (Июль)
  6. Самая юркая любительница сыра. (Мышь)
  7. Время суток между утром и вечером. (День)
  8. «Папа, мама, я – дружная…» (Семья)
  9. Рыба – чешуя, птица - … (Перья)
  10. Женский день – март. Новый год - … (Декабрь)
  11. На этом дереве растут финики. (Пальма)
  12. Время года – три месяца, полугодие - … (Шесть)

Ответы:

«ь» в конце слова                               «ь» в середине слова

1, 4, 5, 6, 7, 11, 12.                                   2, 3, 8, 9, 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи...

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые учитель применяет в системе урока. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся в...

статья"РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ"

Наша система носит социальный, дидактический и психологический характер. В социальном отношении система должна быть вариативной и носить развивающий характер. В дидактическом – обучение должно и...

Доклад на тему: "Пути реформирования традиционной системы обучения"

В этой работе описаны три пути реформирования традиционной системы обучения с кратким описанием каждого.Сравнительный анализ урока традиционного и урока по ФГОС.Этот материал опубликован в школьном ме...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...