Доклад на тему: "Пути реформирования традиционной системы обучения"
статья на тему

Шилова Лариса Юрьевна

В этой работе описаны три пути реформирования традиционной системы обучения с кратким описанием каждого.

Сравнительный анализ урока традиционного и урока по ФГОС.

Этот материал опубликован в школьном методическом журнале "Учитель. Опыт и практика."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Пути реформирования традиционной системы обучения»

Сокол Л.Ю.

Учитель начальных классов

Рубрика «Педагогическая трибуна»

Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определённой системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает. Её судьба оказалась очень похожей на судьбу научного коммунизма или политэкономии социализма, которые оказались столь же искусственными созданиями, как и так называемая система коммунистического воспитания в педагогике.

Основные пути реформирования традиционной системы обучения

Реализация в адаптивной школе личностно-ориентированного подхода в обучении, обозначенная во всех нормативных документах нынешнего времени, начиная с Закона Российской Федерации «Об образовании», предполагает три основных направления реформирования традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках первого направления реформирования — содержательного — адаптивная система образования должна структурно состоять из нескольких взаимосвязанных компонентов, предусматривающих:

•введение двух стандартов образования: стандарта обязательной (общеобразовательной) подготовки и стандарта дополнительной (повышенной) подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик; 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

Одной из важнейших задач адаптивной школы является решение вопроса оптимальной продолжительности учебного занятия, учебного дня, учебной недели.

Сегодня становится очевидным, что обучать всех детей в возрасте от 6 до 17 лет в едином режиме без ущерба для их здоровья невозможно. При решении этой задачи должен быть заложен принцип недопущения перегрузки.

 Особое внимание руководителей органов образования сконцентрировано на поиске адаптивных вариантов обучения детей начальной школы. С этим связано появление совершенно новых типов учебных заведений для детей 6-11 лет, таких как школа-комплекс, в структуре которой объединены детский сад и начальная школа. Главная цель подобных учебных заведений — не только обеспечить плавный и естественный переход ребёнка к школе, но и максимально использовать дошкольный период для развития дестей, обеспечить преемственность между дошкольными учреждениями и школой.

Во многих школах-гигантах решается вопрос о территориальном выделении начальных классов из общей структуры школы и размещении их в отдельных помещениях со специальным оборудованием, комнатами для игр и отдыха детей, что позволяет обеспечить детям младшего школьного возраста наиболее удобный режим работы на протяжении всего рабочего дня.

Бесспорно, серьёзного внимания в плане поиска новых подходов к организации учебного процесса требуют подростки и старшеклассники. В подростковых классах он должен быть выстроен с максимальным учетом возрастных особенностей учащихся с 11 до 14 лет, а в старших классах, на завершающем этапе обучения, школьник должен адаптироваться к обучению в профессиональных средних и высших учебных заведениях.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий.

Изменения в процессуальном блоке педагогической системы, обеспечивающие её переориентацию с внешних показателей на развитие личности, должны предусматривать существенное преобразование учебного процесса за счёт использования более совершенных технологий преподавания, предусматривающих иные условия организации учебного процесса, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение познавательных потребностей школьников, всесторонний учёт их интересов, склонностей, способностей.

Этот этап работы адаптивной школы должен затронуть процессы педагогической деятельности, его внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля педагога, способов его взаимодействия с учеником.

Реализация новых концептуальных оснований потребует решить целый ряд проблем, доставшихся образовательной системе «по наследству», среди которых главными, на наш взгляд, являются:

переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

•подготовка педагогов к последовательному исключению принуждения в обучении, включению внутренних активизаторов деятельности.

Задача состоит в необходимости изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок      

Урок по ФГОС

Объявление темы урока Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по традиционной системе образования "Школа России" по теме:"Повторение и обобщение изученного".

Данный урок и презентация по программе "Школа России":-способствует развитию литературно-грамотной речи;-помогает обобщить знания о твёрдых и мягких согласных;-развивает мышление, память, прививает ин...

Рабочая программа по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в традиционной системе образования

Рабочая программа по обучению грамоте на 2012-2013 учебный годПредмет: обучение грамоте. 1 класс.Система обучения: традиционная....

Доклад на тему "Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

Я считаю, что каждый учитель должен  что-то изобретать,пробовать, совершенствоваться. Я хочу добиться эффективности обучения на каждом уроке. А для этого нужно внедрять новые прогрессивные формы ...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения...

Доклад "Ян Амос Коменский и его система обучения".

В этом докладе вы прочитаете: биография Яна Амоса Коменского и его система обучения....