Активные методы обучения в начальной школе
статья на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  

     Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Цель  занятия: научить применять  активные

                                   методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.

   Пример АМ начала образовательного мероприятия 

Начать урок можно необычно , предложив ученикам поздороваться глазами.

Упражнение «Поздоровайся глазами» 

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

       -Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
        Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
       Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

         Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

- предлагается на яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он  применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода .Итак, тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие».

   Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Сектор 1 – этапы урока.

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

-  (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

      Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор -2  Цели  применения АМО.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока.

 Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

   

    - Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- С большим успехом использую его на уроках окружающего мира. На уроке по теме «Две стороны экономики», в начале изучения материала, отвечая на вопрос «Какую пользу приносит  и  какой вред   наносит хозяйственная деятельность людей или экономика?», получаем. После прочтения статьи учебника кластер приобрёл следующий вид. Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.

АМ релаксации

         Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

АМ презентации учебного материала

Метод «Написание синквейна»

   На  этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога».

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления

характеристики герою.  

Например:

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи,  работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Применение активных методов обучения в начальной школе

Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...