Выступления на школьном педагогическом совете
материал на тему

Долинина Валентина Ивановна

1 выступление - "Формирование культуры здоровья школьников средствами здоровьесберегающих технологий"

2 выступление - "Игровая технология как здоровьесберегающаий фактор в обучении и развитии младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья у школьников

      Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Особенно в условиях современных информационных технологий обучения.

    ( слайд №1) Нельзя рассматривать  понятие «здоровье» односторонне. Основываясь на определение Всемирной организации здравоохранения, выделяются следующие компоненты здоровья:

- здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

- здоровье психологическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

- здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

- здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребительской сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

     Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

- недостаток двигательной активности учащихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- неправильное питание;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

- отсутствие спокойного психологического климата;

- неправильное воспитание культуры здоровья в семье.  

      Очень важно не опустить время, пока современный школьник растет, развивается и грамотно решать основные задачи сохранения здоровья детей в процессе обучения в школе:

- научить детей определять свое состояние и ощущения;

- с формировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль двигательной активности;

- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов работы;

- уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

- формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.

  Конечно же, создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий и культурных традиций государства, в котором живет человек, от экономического положения каждой отдельно взятой семьи, от установок самой личности в вопросе определения места здоровья в его жизни, от присутствия факторов риска (наличие ряда заболеваний, неблагоприятные условия жизни и т.д.).

(слайд №2)  Нами был проведен опрос учащихся 2- 10 классов по следующим направлениям формирования культуры здоровья:

- личная гигиена;

- выполнение распорядка дня;

- психоэмоциональная устойчивость;

- личное отношение к своему здоровью;

- воспитание культуры здоровья в семье;

- оптимальный двигательный режим.

(слайд №3)  Учитывая результаты опроса, можно сделать следующие выводы:

  • в большей степени не выполняется оптимальный двигательный режим из-за проведения большего количества свободного времени перед телевизором и компьютером;
  • личное отношение к своему здоровью находится на низком уровне, хотя теоретически дети хорошо подготовлены в данном вопросе.  

    Решение этой проблемы тесно связано со здоровьесберегающими технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяет достичь целей, которые ставит здоровьесберегающая технология.

( слайд № 4 ) Для решения данной проблемы мы предлагаем следующие пути :

  •  Введение утренней зарядки в среднем и старшем звене;
  • Наладить регулярный ежемесячный выпуск газеты о здоровье школьника с привлечением детей;
  • Наладить совместную работу педагогов и медработника;
  • Организовать практические индивидуальные занятия школьников с психологом для снятия психологической нагрузки.

   С учетом всего вышесказанного, культура здоровья современного школьника в условиях комплексной информатизации учебного процесса может включать следующие компоненты:

1. рациональное питание;

2.оптимальный двигательный режим;

3. соблюдение правил личной гигиены;

4. соблюдение режима дня;

5. предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;

6.повышение психоэмоциональной устойчивости.

( слайд № 5 )Формирование культуры здоровья должно начинаться с самого раннего возраста. Работая уже не один год  по технологии здоровьесбережения, учителями начальных классов проводятся следующие формы работы:

     Проведение зарядки перед началом уроков;

  • Проведение физ. пауз во время урока;
  • Применение игровых технологий на уроках для создания благоприятной с психологической точки зрения обстановки;
  • Проведение классных часов;
  • Дополнительный урок физкультуры;
  • Организация игр на переменах;
  • Проведения Дня Здоровья;
  • Проведение уроков здоровья;
  • Организация оздоровительного лагеря в период каникул;
  • Личный пример учителя (ведение здорового образа жизни, участие в Дне Здоровья, организация совместных походов на природу).

    В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья самих педагогов. Всем понятно, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к ученику, который необходим для эффективной заботы о его здоровье. Проблема здоровья педагогов имеет свою важную специфику, связанную с отношением учителя к своему здоровью. Грамотен ли учитель в вопросах здоровья, ведет ли он здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние учителя на здоровье его учеников в соответствии с принципом: «Больной учитель не может воспитать здорового ученика». Возникает очевидная взаимосвязь: чем ниже уровень грамотности учителя в вопросах здоровья, тем меньше он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни и тем меньше эти вопросы представлены в его воспитательном воздействии на учеников. Дальнейшее понятно: не получая от своего наставника необходимых знаний о здоровом образе жизни, взаимоотношении полов, последствиях употребления алкоголя и наркотиков и т.п. школьники вынуждены обращаться к другим источникам информации, часто крайне низкого качества. Еще большее негативное воздействие на здоровье учащихся оказывает негативный личный пример учителя.

  Таким образом, задача повышения грамотности учителей по культуре здоровья, по сохранению и укреплению здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных в образовательных учреждениях, что в интересах здоровья и самих учителей, и их воспитанников.

(слайд № 6 )

10 золотых правил здоровьесбережения

  • Соблюдение режима дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в проветриваемой комнате!
  • Не гасите в себе эмоции, дайте им вырваться наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры здоровья школьников средствами здоровьесберегающих технологий

Слайд 2

Компоненты здоровья ЗДОРОВЬЕ Физическое Психологическое Социальное Нравственное

Слайд 3

Опрос учащихся о культуре здоровья по направлениям 1. Личная гигиена; 2. Распорядок дня; 3. Психоэмоциональная устойчивость; 4. Воспитание культуры здоровья в семье; 5. Личное отношение к своему здоровью; 6. Оптимальный двигательный режим.

Слайд 4

Результаты опроса учащихся

Слайд 5

Вывод Учитывая результаты опроса, можно сделать следующие выводы: в большей степени не выполняется оптимальный двигательный режим из-за проведения большего количества свободного времени перед телевизором и компьютером; личное отношение к своему здоровью находится на низком уровне, хотя теоретически дети хорошо подготовлены в данном вопросе. Поэтому мы предлагаем такие пути решения данной проблемы

Слайд 6

Пути решения проблемы Введение утренней зарядки в среднем и старшем звене; Наладить регулярный ежемесячный выпуск газеты о здоровье школьника с привлечением детей; Наладить совместную работу педагогов и медработника; Организовать практические индивидуальные занятия школьников с психологом для снятия психологической нагрузки.

Слайд 7

Формы, методы и приёмы воспитания и формирования культуры здоровья, применяемые в учебном процессе Проведение зарядки перед началом уроков; Проведение физ. пауз во время урока; Применение игровых технологий на уроках для создания благоприятной с психологической точки зрения обстановки; Проведение классных часов; Дополнительный урок физкультуры; Организация игр на переменах; Проведения Дня Здоровья; Проведение уроков здоровья; Организация оздоровительного лагеря в период каникул; Личный пример учителя (ведение здорового образа жизни, участие в Дне Здоровья, организация совместных походов на природу

Слайд 8

Факторы влияющие на нарушение здоровья в школьной жизни 1. Инструктивно-программирующие методики; 2. Продолжительное воздействие на детей школьной среды; 3. Словесно-информационный; 4. Чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития»; 5. Интенсификация обучения; 6. Ухудшение питания; 7. Факторы социального риска ; 8. Факторы экологического риска.

Слайд 9

Основные принципы здоровьсбережения Принцип «не нанеси вреда»; - Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов; - Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психическое здоровье); - Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке); - Принцип индивидуального подхода к учащимся; - Принцип соответствия содержания и организации обучения; - Принцип активных методов обучения; - Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

Слайд 10

Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию переутомления

Слайд 11

Организационный аспект данной проблемы включает в себя составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года. ( санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.09.08 «Рациональность расписания 2-4 кл. : соблюдается, 5-9 ,10-11 кл. : недельная учебная нагрузка в основном распределена с учётом физиологической недельной кривой умственной работоспособности». Таким образом режим учебно-воспитательного процесса в МОУ Хохломская средняя общеобразовательная школа на 1-2 полугодие 2008-2009 уч.года соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам

Слайд 12

Опрос по проблеме Сколько в среднем времени уходит на ежедневную подготовку домашнего задания? Какие предметы готовите дольше и почему? Часто ли испытываете усталость в течение учебного дня? Какие этапы урока для вас наиболее утомительны? Как вы относитесь к физкультминутке во время урока? Заметили ли вы ухудшение здоровья (снижение зрения, быстрая утомляемость, чаще болеете)? Что на ваш взгляд необходимо сделать в школе, чтобы способствовать укреплению здоровья учащихся?

Слайд 13

Временные рамки приготовления домашнего задания Начальные классы 30 мин. 1 час 1,5-2 часа СанПиН 2 класс 1 8 1 до 1,5ч. 3 класс 3 4 1 до 2часов 4 класс 1 3 8 до 2часов В начальных классах временной режим приготовления домашнего задания выполняется

Слайд 14

1час 2 часа 3 часа 4 часа Сан ПиН 5 класс 3 6 до 2,5 6 класс 3 6 до 2,5 7 класс 1 1 5 1 до 3 8-а класс 6 6 до 3 8-б класс 5 3 4 1 до 3 По сравнению: уже в среднем звене время затрачивается гораздо больше

Слайд 15

Какие предметы готовятся дольше и почему предметы 2 кл. 3 кл. 4 кл. Всего математика (37%) 7 3 1 11 русский язык (20%) 3 3 6 английский язык (13%) 3 1 4 окружающий мир (13%) 3 1 4 В начальных классах 37 % учащихся тратят больше всего времени на домашнее задание по математике ( трудный предмет) В 5-8 классах выполнение д/з затруднительно по математике-25%, много задают: английский-29%, история -20%; много читать -29% (литература, история, география) 9-11 классы больше всего времени затрачивается на английский язык ( много задают)

Слайд 16

Часто ли испытываете усталость в течении дня часто иногда не испытывают 2-4 класс 4(13%) 26 (87%) 5-8 класс 28(55%) 21(41%) 2(4%) 9-11класс 9(56%) 4(25%) 3(19%) Чаще испытывают усталость ученики среднего звена, что вероятнее всего связано с проблемами подросткового возраста.

Слайд 17

Отношение к физминуткам классы положительное отрицательное 2-4 классы 30 (100 %) 5-8классы 44(86%) 7(14%) 9-11 классы 11( 69%) 5(31%) Значение физкультминутки снижается от начальных классов к старшим.

Слайд 18

Что на ваш взгляд необходимо сделать в школе , чтобы способствовать укреплению здоровья? Спортивные игры в перемену 7 (7%) Больше спортивных секций и кружков – 22(23%) Вкуснее школьные завтраки -9 (9%) Питьевой режим в здании школы -9(9%) Больше уроков физкультуры 15(15%) Открыть медицинский кабинет в школе 4 (4%) Комната отдыха и психологической разгрузки-3 (3%) Буфет -2(2%)

Слайд 19

Проблема организации школьного питания

Слайд 20

Роль пришкольного участка при организации питания

Слайд 21

Щедрый стол

Слайд 22

Охват питанием детей по годам Классы 2006-2007 2007-2008 2008-2009 Всего Питаются % Всего Питаются % Всего Питаются % 1 11 11 100% 2 14 14 100% 12 12 100% 3 8 8 100% 9 9 100% 9 9 100% 4 16 16 100% 15 15 100% 14 14 100% 5 10 10 100% 10 9 90% 10 10 100% 6 14 13 93% 13 11 85% 13 12 92% 7 9 8 89% 9 4 44% 9 4 44% 8 «а» 13 13 100% 13 13 100% 13 13 100% 8 «б» 13 7 50% 14 7 50% 14 7 50% 9 7 6 86% 7 3 43% 7 3 43% 10 8 6 75% 8 6 75% 8 6 75% 11 8 2 25% 8 2 25% 8 2 25% Итого: 106 89 83% 120 93 77% 128 103 80%

Слайд 23

Результат опроса № Вопроса Причина Кол-во учащихся % 1 Живу недалеко от школы и питаюсь дома 10 40% 2 Невкусные обеды 8 32% 3 Короткие перемены 2 8% 4 Дорогие обеды 1 4% 5 Не хочу есть вообще 2 8% 6 Далеко ходить в столовую 1 4% 7 Пищевая аллергия 1 4%

Слайд 24

Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения

Слайд 25

Должны подниматься следующие вопросы Гигиена тела, одежды, обуви; Правильный режим питания; Закаливание; Приобщение к систематическому занятию спортом; Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий на свежем воздухе; Вечерний отдых в семье; Когда делать домашнее задание, как сократить время на его приготовление

Слайд 26

В 2007-2008 учебном году две наши семьи участвовали в районных и зональных конкурсах, посвящённых «Году семьи»: семья Большаковых, Кудрявцевых

Слайд 27

Решение проблемы физической активности в Хохломской средней школе. 2007-2008 уч. год- 2-5 классы- урок здоровья 2008-2009 уч. год- 2-5 классы- третий урок физкультуры

Слайд 28

Способы физической активности Уроки физкультуры Спортивные секции Внеклассная работа Перемены (спортзал –волейбол) Уроки (физкульт. паузы) Еженедельные субботники

Слайд 29

Внеклассная работа Районные соревнования Школьный кросс «Золотая осень» «Веселая лыжня»соревнования с Анисимовской школой Зарница Лыжный пробег, посвященный Крылову Н.П.(ученики и учителя) День здоровья День защиты детей(школьный турслет) Эстафета «Здравствуй,весна»

Слайд 30

10 золотых правил здоровьесбережения Соблюдение режима дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в проветриваемой комнате! Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!



Предварительный просмотр:

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

    Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно- психологического напряжения.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25- 30 % детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения  в школе число здоровых детей резко уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медика. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью ученика.

   Уже на этапе адаптации к школе перед учителем  начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учеников начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

   Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом, содержанием, персонажем.

  Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования и обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

  Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена

  1. Развлекательная. Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
  2. Коммуникативная. Игра вводит детей в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
  3. Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой – либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
  4. Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  5. Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое поле самовыражения.
  6. Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  7. Межнациональная коммуникация. Игры – национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, способствуют усвоению единых для всех социально – культурных ценностей.
  8. Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, воспитание и формирование личности, позволяющей функционировать в качестве полноценной личности.

  Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Выступление психолога на педагогическом совете. Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.

Выступление психолога на педагогическом совете по вопросу адаптации первых, пятых и десятых классов.Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическ...

Выступление на школьном педагогическом совете

Тема: « Формула  решения школьных конфликтов в учебном процессе»...

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 класса».

Краткая характеристика направлений гражданско-патриотического воспитания детей с примерами работы....

Выступление на школьном педагогическом совете на тему Правовое воспитание и культура безопасности школьников

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Внедрение программы развития воспитательной компоненты в школе". Одной из 11 из направлений воспитательной работы является - Правовое...