Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 класса».
статья (4 класс) на тему

Краткая характеристика направлений гражданско-патриотического воспитания детей с примерами работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива

на примере 4 класса».

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №3»

Толкачева Ольга Владимировна

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Цель гражданско-патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, укрепления государства, обеспечения его интересов и развития.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на различных формах воспитательной работы, как то:

  • Тематические классные часы;
  • Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.      

Целенаправленная систематическая работа показала, что для воспитания гражданско-патриотических чувств учащихся решающее значение имеет знакомство с историей своего города, края, страны с теми достижениями, которые были достигнуты за последние годы. Знания, полученные учащимися на уроках, экскурсиях, на внеклассных мероприятиях убеждают детей в том, что нужно знать историю своего края страны, беречь и охранять природу, чтобы людям нашего города, области, всей страны жилось лучше.

Большое значение в воспитании и развитии чувств и убеждений детей имеет приобретение знаний учащимися, самостоятельное или под руководством. Читая дополнительную литературу, просматривая детские журналы, беседуя с членами семьи, знакомыми, ребята самостоятельно собирают материалы для сообщений на уроке, классных часах, для выполнения различных творческих заданий и исследовательских работ.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Данный подход к обучению позволяет формировать и развивать все типы универсальных учебных действий:

Для воспитания патриотизма и четкой гражданской позиции у младших школьников нужно работать сообща – родителям, учителям, окружающим людям. Процесс этот сложный, для его реализации необходимо использовать как системно-деятельностный, так и знаниевый подход, при котором учащийся выступает как субъект учебной деятельности. Это помогает формировать и развивать все типы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


Использованные материалы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 «Г» класса МБОУ «Школа №3» Учитель: Толкачева О.В.

Слайд 2

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Гражданственность заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения .

Слайд 3

Основные направления гражданско-патриотического воспитания Духовно – нравственное . Историко – краеведческое. Гражданско –правовое. Социально – патриотическое. Военно – патриотическое. Спортивно – патриотическое . Культурно – патриотическое .

Слайд 4

Участие в акции «Бессмертный полк»

Слайд 5

Возложение цветов к Вечному огню

Слайд 6

Участие в городской краеведческой конференции

Слайд 7

Проведение экскурсий в школьном музее

Слайд 8

Экскурсии в школьный музей И.А.Флёрова

Слайд 9

Экскурсии в музей г.Черноголовки

Слайд 10

Экскурсии на подводную лодку

Слайд 11

Экскурсии в музей дивизии им.Дзержинского

Слайд 12

Игры

Слайд 13

Весёлые старты Различные спортивные мероприятия Хоккейный матч одноклассника Участие во Флёровской лыжне

Слайд 14

Участие в пасхальной ярмарке

Слайд 15

Благодарю за внимание! Гражданско-патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание. В программе ИЗО искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Выступление на школьном педагогическом совете на тему Правовое воспитание и культура безопасности школьников

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Внедрение программы развития воспитательной компоненты в школе". Одной из 11 из направлений воспитательной работы является - Правовое...

Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...