Способы выявления способностей обучающихся к разным видам деятельности
учебно-методическое пособие на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Выделим три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки. 
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Методики

Методика «Уровень воспитанности и культуры»

      Цель методики: диагностика уровня воспитанности и культуры.

        Процедура диагностики: индивидуальная или групповая форма.

         Инструкция: необходимо выбрать на каждый вопрос ответ и поставить нужную букву рядом с выбранным ответом  (аб или в).

         Вопросы:

  1. Я веду себя уважительно по отношению к окружающим меня людям (одноклассникам, друзьям, взрослым): а) да; б) и да, и нет; в) нет.
  2. Я соблюдаю правила поведения в школе.
  3. Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города.
  4. Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу.
  5. Я всегда аккуратен и опрятен.
  6. Я бережно отношусь к вещам.
  7. Я поддерживаю чистоту в классе и в школе.
  8. Я всегда добр в отношениях с людьми.
  9. Я всегда говорю «волшебные слова».
  10.  Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям.
  11.  Я люблю посещать выставки, музеи.

 

Обработка результатов:за каждый выбранный ответ под буквой а обучающиеся получают 3 балла; за ответ под буквой б – 1 балл; за ответ под буквой в – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 33 балла.

Интерпретация результатов:

От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень воспитанности и культуры.

От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень воспитанности и культуры.

От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень воспитанности и культуры

Методика изучения социализированности личности ребенка ( М.И.Рожков) 

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей.

Процедура исследования: испытуемым предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

 Текст опросника:

1. Я стараюсь во всем слушаться своих педагогов, учителей.

 2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

 8. Считаю, что делать людям добро – главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

 12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка результатов: среднюю оценку социальной адаптированности получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

 Оценка социализированности: от 0 до 2,0 – низкий уровень от 2,1 до 3,0 – средний уровень от 3,1 до 4,0 – высокий уровень Внимание! Результат анкетирования не может быть больше 4 баллов! В сводной таблице прописывайте результат каждого ребенка в баллах, чтобы иметь возможность сравнить индивидуальные изменения в конце смены.

 

 Анкета об отношении учащихся к своему здоровью

         Цель: изучить отношение ученика к своему здоровью.

Выбрать приемлемый для  тебя вариант ответа:

  1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
  1. Хорошее                    
  2. удовлетворительное
  3. плохое
  4. затрудняюсь ответить
  1. Как часто вы лично подвергались нападкам со стороны сверстников?
  1. я не подвергался нападкам            
  2. это было один или два раза
  3. никогда не было
  4. несколько раз в неделю
  1. Важно ли быть здоровым для  людей в вашем возрасте?
  1. очень важно              
  2. трудно сказать
  3. не очень важно
  1. Почему важно быть здоровым?
  1. чтобы быть сильным                  
  2. чтобы хорошо выглядеть
  3. чтобы быть успешным в жизни
  1. Кто должен заботиться о вашем здоровье? (выберите 3 важных ответа)
  1. я сам        
  2. врачи
  3. учителя          
  4. родители            
  5. друзья
  1. Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?
  1. физические упражнения и спорт            
  2. курение
  3. алкоголь
  4. половое воспитание
  5. нарушение питания                
  6. влияние наркотиков
  1. Вы курите?
  1. да, регулярно
  2. нет                      
  3. только пробовал
  4. иногда, за компанию
  1. Пробовал ли ты когда-нибудь спиртные напитки?
  1. да
  2. нет          
  3. затрудняюсь ответить
  1. Пробовал ли ты когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
  1. да
  2. нет              
  3. если да, то сколько раз
  1. В каком виде вы хотите получать информацию о здоровье?
  1. статьи в газетах и журналах
  2. телепередачи          
  3. школьные уроки                          
  4. от родителей
  5. от друзей
  6. видеофильмы

Обработка данных: состояние здоровья хорошее, стремится  еще улучшить свое состояние, для этого занимается физической культурой и спортом, смотрит телепередачи о спорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

Развитие речи детей с ОВЗ в разных видах деятельности

Речь выполняет познаавтельную функцию Общаясь с окружающим нас миром, ребёнок усваивает правила постороения предложений, значение слов....

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...

План по выявлению способностей обучающихся

План работы по выявлению способностей...

Программа по выявлению способностей обучающихся начальной школы

Программа "Выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"...

"Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности".

Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформир...