Нити учения Л.В.Занкова
статья на тему

Овчинникова Кристина Васильевна

Нити учения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nostalgiya_po_sisteme_lvzankova.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы помнили.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901–1977).

Щедрое на инновации на возможность творчества, на социальный заказ к системе образования время наступило в конце 50хгодов 20 века. И появилась плеяда замечательных ученых: психологов, дефектологов, педагогов. И среди этой плеяды подвижников российского образования знаковое место занимает Л.В. Занков. Он успел еще до революции получить фундаментальное гуманитарное гимнастическое образование, он прекрасно владел и французским и немецким, конечно революция сказалась на его жизненном пути. И в начале 20х годов он работал и в сельских школах и в детских домах. А в 1922 году, когда он поступает учиться на социального педагога, происходит его знаковая встреча с Выготским. И Лев Семенович дал Занкову тему над которой он работал последующие 30 лет. Это проблема дефективного детства. И в 50е годы он уже достаточно признанных и дефектолог и психолог, руководитель института дефектологии. Он начинает понимать, что не только аномальное детство сейчас имеет важное значение. Но прежде всего Детство- норма – заслуживает очень большого внимания. И он приходит к обычным детям, в обычную педагогическую ситуацию середины 50х годов и испытывает тяжелейшее от того, что он увидел. А увидел он то что принято называть Бездетной педагогикой. В дефектологии в центре всегда находится ребенок, с его проблемами, болезнями, отклонениями и от него, от ребенка шла дефектология. В педагогике того времени все во многом было с точностью до наоборот. Решения принимались съездами партии, министерствами, а ребенок с его интересами и потребностями совершенно не учитывался. И Занков в одиночку, пока принимает очень героическое решение.

Героическое решение, которое состояло в том чтобы реализовать наиболее известный, но очень трудно достижимый тезис, который выдвинул его учитель ЛС Выготский. Что только правильно организованное обучение способно обеспечить опережающее развитие ребенка. И вот задача реализовать на деле эту идею Выготского, он и посвятил по сути оставшийся продолжавшийся на протяжении 20лет период своей педагогической деятельности. 1 сентября 1957 года в обычной Московской школе №172 начал работу необычный класс. Этому классу на протяжении 4хлет была уготована судьба стать своеобразным полигоном для развития занковских идей. Шла отработка принципов. Главная идея системы Занкова это – Устремленность на общее развитие ребенка. Постепенно выкристаллизовывались 4 основных принципа системы Занкова, 4 типа, как их принято называть.

Первое – это обучение на высоком уровне трудности. Идея состояла в том что если ученик не встречает на своем пути затруднений, то никакого развития не происходит.

Второй тип заключается в том, что весь процесс обучения должен был в себя включать теоретический материал, смысл заключался в том, что ученик  должен был осознать понятия самое главное осознавать связь между ними. Вот эти связи между изучаемыми явлениями должны были выступать одним из главных объектов образовательной деятельности.

Третий принцип это обучение быстрым темпом. Когда неделя за неделю ученики повторяют воспроизводят овладевают один и тот же материал по – мнению Занкова это приводило только к угасанию познавательного интереса.

И наконец четвертый – овладение знаниями должно было носить осознанный характер.

Ну что здесь нового скажете вы. Кто из педагогов прошлого не призывал к сознательному характеру освоения знания, но и здесь этот известный принцип был  подсвечен изнутри глубинным содержанием. И вот только понимая, почему им предлагают то или то знание, такие или иные действия ученик становится подлинным а не декларированным субъектом образовательной деятельности. Л.В.Занков никогда не брал в свои творческие коллективы мужчин, он работал только с женщинами, преданными готовыми на подвижничество.

Развитие идей Занкова переживало и приливы, и отливы, взлеты и падения. И вначале шло достаточно все хорошо. Министерство образования заинтересовалось этой системой и после одного класса в двух регионах 55педагогов начальных классов стали работать по-Занковски эпицентр внимания пришелся на середину 60х годов. Тогда готовилась реформа начального образования и министерство просвещения РСФСР решило заменить всю систему образования в начальной школе, существующей на Занковскую. Однако когда Леониду Владимировичу было предложено заменить своей системой существующую он поставил вопрос о переподготовке учителей. Он прекрасно понимал что учитель владеющий традиционной методикой по занковски работать не сможет. И отказался.  А дальше произошло что произошло. Из системы Занкова министерством были взяты и распространены на всю систему образования только отдельные позиции. Это переход с 4х летнего на 3х летнее начальное обучение это повышение уровня сложности материала и  это введение без отметочного обучения в первых четвертях 1го класса. А вот мощное гуманистическое содержание необходимость новой совершенно и дидактически и методически была отброшена и произошло страшное. Массового учителя, работающего по традиционной методитке заставили давать усложненный материал в более краткий сроки. И разумеется это порадило ограмный рост вторгодничества. И большие проблемы и у детей и у родителей и у педагогов. Иронические строки из песни как любила пепь Пугачева «нагружать все больше нас стали почемуто нынче шуола 1 класс вроде института» порождены введением новых реформ. Исторически время дает шанс и в 1991 году когда отмечалисось 90летие со дня рождения Л.В.Занкова началось возрождение в нашей стране системы Занкова. Сейчас во всех регионах работают классы по системе Занкова. Действует центр научно методический имени Л.В.Занкова, который переиздаёт весь комплекс учебной литературы, они разработали ряд новых пособий, центр ведет продуктивную и содержательную деятельность. Сейчас у нас восстановлена 4х летняя начальная школа, которая строится уже по новым разным методикам.

Отзывы родителей моего класса однозначны. «Страшно что наши дети уже во 2м классе умнее, чем мы!»

 Многие задачи родителям не род силу решить (упор на логику) Ребенка нужно научить размышлять, а не просто действовать по алгоритму!

В силу реформ в образовании по программе Занкова с 2018 года в моем городе больше не набирают классов. Это очень печально. Но в методику урока я как и прежде включаю 4 принципа развивающей системы Занкова. Считаю важным открытие Л.В.Занкова устремленность на общее развитие. 4 принципа системы теперь мои принципы проверенные временем и апробированные 2мя классами по системе Занкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Урок технологии в 3 кл. "Аппликация из резаных нитей" (по системе Л.В. Занкова)

Урок технологии в 3 классе "Аппликация из резаных нитей" по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Т.Н. Проснякова. "Технология. Уроки мастерства. 3 класс"...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...