Методы и формы оценивания работ
статья на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_otsenivaniya_rabot.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры критериев оценивания работ

Пример1

Решение задач

Критерии оценивания: 1) схема; 2) план; 3) вычисления; 4) оформление; 5) аккуратность.

Нормы отметок:5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3- 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1- отсутствие работы.

Действия сложения и вычитания многозначных чисел

Критерии оценивания: 1) правильность записи столбиком; 2) вычисления; 3) оформление; 4) аккуратность

Нормы отметок: 5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3 – 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1 – отсутствие работы.

Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии вывешиваются в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.

Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно пытаются оценивать по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.

Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.

Ещё одной формой свидетельств могут быть краткие письменные  характеристики достижений ученика по отдельным предметам.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить и аргументировать самостоятельное суждение

Окружающий мир: может объяснить и наглядно продемонстрировать причинно-следственные отношения ( тема «Смена времён года).

Чтение: может выделить главную мысль текста, выявить последовательность событий, кратко изложить содержание текста.

Умение вступать в речевую коммуникацию

Родной язык: может построить диалог устно и письменно, используя адекватные знаки препинания.

Английский язык: может поддержать беседу на бытовые темы ( тема «Рассказ о своих хобби).

Умение применять знания в практических ситуациях, используя для этого соответствующие инструменты

Математика: может точно и тщательно выполнить измерения с помощью инструментов и без них в реальной ситуации.

Окружающий мир: может самостоятельно измерить кровяное давление и частоту пульса и дать правильные комментарии.

Свидетельство выдаётся в том случае, если учащиеся подтвердили, что их умения удовлетворяют требуемым критериям.

Рекомендуется точно договориться об организации выдачи свидетельств и о требованиях к ним, в связи с чем могут быть полезны следующие соображения:

  • количество свидетельств не должно быть слишком большим, иначе это может привести к снижению их ценности и простому коллекционированию;
  • учителя должны информировать друг друга о содержании свидетельств;
  • важно уделять внимание достойному дизайну свидетельств( на них должна стоять печать школы);
  • хранить в портфолио;
  • прикладывать свидетельства к итоговой характеристике.

 

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ.

Весьма распространенной ситуацией взаимооценивания является оценка группового выступления. Второй важный этап- обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Третий этап- представление работ.

Другой формой работы может стать парное взаимооценивание, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Например, для оценки инсценировки, представленной группой, это могут быть правильность, выразительность, артистичность, зрительская критика.

Критерии правильности:

- произведение прочитано всеми участниками проекта без единой ошибки, т.е. каждый выучил свою роль и прочитал её без запинок, вовремя произносил свою реплику – 5 баллов;

- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;

- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;

- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;

-участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.

Критерии выразительности:

-произведение прочитано всеми участниками проекта идеально, т.е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности ( интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;

- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;

- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;

- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;

-участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.

Критерии артистичности:

- произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта ( использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения) – 5 баллов;

- не выполнено 1-2 условия – 4 балла;

- не выполнено 3 условия – 3 балла;

- не выполнено 4 условия – 2 балла;

- не выполнено 5 условия – 1 балл;

Критерии оценки зрителя – критика:

- постоянное участие всех членов группы в обсуждении выступлений других участников проекта – 5 баллов;

- в обсуждении участвовали не все члены группы, но постоянно – 4 балла;

- в обсуждении участвовали не все члены группы и не постоянно – 3 балла;

- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы – 2 балла;

- в обсуждении участвовал только один член группы и непостоянно-1 балл.

После выступления каждой группы проводится обсуждение ( оценивание) её работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия.

Далее предлагаем примеры разнообразных методик самооценивания и партнёрского оценивания, развивающих учебную самостоятельность и рефлексию, которые создают возможность для такого выбора.

Карта самоотчёта

При работе с самыми младшими учениками, чтобы помочь им осмыслить свою работу, можно использовать проверочный лист. Попросите учеников обвести или раскрасить тот рисунок, который больше всего соответствует степени их участия в проекте (в соответствии с ключом)

Пример 2.

Карта оценки групповой презентации

Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентации группы. Попросите их посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:

+ - отличная работа (трудно улучшить)

= - хорошая работа ( хорошо, но вы видите способ улучшить)

- -слабая работа( многое можно улучшить)

 

Фамилия, имя:___________________________

Дата:___________________________________ 

Группа, которую наблюдал:____________________

  • группа работала над темой
  • презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
  • презентация была понятной и визуально ясной, она помогла мне лучше понять тему
  • все члены группы участвовали в презентации
  • все участники отнеслись к проекту серьёзно
  • группа подробно и детально отвечала на вопросы
  • презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
  • я узнал что- то новое в презентации
  • презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый участник знает свою часть)
  • выступающие говорят ясно и громко, так, что всем слышно.

Пожалуйста, добавьте пояснения к своим оценкам: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Пример 3.

Лист достижений (ФГОС)

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:

1. Предметных знаний;

2. Действий с предметным содержанием.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение).

Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).

Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса (выпускника).

По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в  виде баллов:

0 б. – не научился (не проявил данное умение)

1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)

2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)

 Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие. Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с предметным содержанием.  Представлен один лист оценки и предметных результатов по русскому языку, в котором перечислены все предметные знания и действия с предметными знаниями выпускника начальной школы. Для каждой ступени начальной школы разделы и умения соответствуют программе по данному предмету, соответствуя базовому уровню и повышенному.

Пример 4.

 Лист индивидуальных достижений ( букварный период)

Ученик ___________________         Школа_______             Класс________

Формируемые навыки и умения

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Итог

Навыки чтения

( техника чтения)

- чтение слогов

- чтение слов

- ударение

- чтение предложен

- чтение текстов

- безошибочность

- выразительность

- количество слов в минуту

Понимание прочитанного

- ответ на прямой вопрос по прочит.

- восстановление пропущ. слова

- составление «устн. картинки»

- сопоставление прочит. текста и иллюстратив. ряда

- построение плана текста с помощью иллюстраций

Пересказ

- с помощью

- без помощи

Чтение наизусть

Составление собственного рассказа

Навыки письма

- большая буква в начале предложения

- знаки препинания в конце предложен.

- написание гласных после шипящих

- большая буква в им. собственных

- написание слов без пропусков, искажений букв

- соблюдение правил каллиграфии

Вычислительные навыки

Пример 5.

Лист индивидуальных достижений

___ученика(цы)_______________________________________класса 1 «__»_

Предмет

№ на шкале

Формируемые навыки и умения

Чтение

1

Техника чтения

2

Безошибочность чтения

3

Понимание прочитанного текста

4

Пересказ с помощью учителя

5

Выполнение творческих заданий

Обучение грамоте

6

Каллиграфия

7

Письмо под диктовку

8

Знание словарных слов

9

Фонетический разбор

10

Правописание орфограмм

Математика

11

Правильное написание цифр

12

Решение неравенств

13

Знание состава числа

14

Сложение и вычитание в пределах 10

15

Сложение и вычитание двузначных чисел

16

Решение уравнений

17

Решение задач в одно действие

18

Решение задач в два действия

Окружающий мир

18

Активность на уроке

20

Выполнение заданий по желанию

Диаграмма успеха

                 Отлично                               Хорошо                            Буду стараться

/_____________________/______________________/____________________/

Подпись учителя _______________________________

Пример 6.

______________________________________ ученика (цы) ______класса

                (фамилия имя обучающегося)

Критерии

Очень хорошо  

Хорошо

Плохо

Очень плохо

 люблю учиться

Я работаю, отвечаю  на уроке

Чувствую себя на уроке

Пишу в тетради

На уроке я запоминаю

Мое поведение на уроке

Мое поведение на перемене

Пример 7.

Это  я:

(нарисуй себя)

                                             

                                              I

                    II

                                                                       II

Пример 8.

Лист оценки предметных результатов

РУССКИЙ ЯЗЫК

0 б. – не научился

1 б. – частично научился

2 б. – в полной мере научился

                         Ф.И. ученика

Умения

Фонетика и графика

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает звуки и буквы

2. Характеризует звуки и буквы

   - гласные ударные/безударные

   - согласные твердые/мягкие

   - парные/непарные твердые и мягкие

   - согласные звонкие/глухие

   - парные/непарные звонкие и глухие

3. Знает последовательность букв в русском алфавите

4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму

2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов

Орфоэпия

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи

2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников

3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.)

Состав слова

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает изменяемые и неизменяемые слова

2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова

3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными  морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом

2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу

Лексика

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения

2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте

2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении

3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации)

4. Оценивает уместность использования слов в тексте

5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи

Морфология

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Определяет грамматические признаки имен существительных  - род, число, падеж, склонение

2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж

3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму

2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора

3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах)

Синтаксис

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает предложения, словосочетания, слова

2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные)

4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения

5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

6. Выделяет предложения с однородными членами

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства)

2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический)

3. Оценивает правильность разбора простого предложения

4. Различает простые и сложные предложения

Орфография и пунктуация

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Применяет правила правописания

2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника

3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов

4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания

5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки

2. Подбирает примеры с определенной орфограммой

3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок

4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах

Развитие речи

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.)

2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения

4. Самостоятельно озаглавливает текст

5. Составляет план текста

6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Создает тексты по предложенному заголовку

2. Подробно или выборочно пересказывает текст

3. Пересказывает текст от другого лица

4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)

5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски

6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи

7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом

8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)

9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при  интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...

Методы и формы оценивания

Методы и формы оценивания...

Методы и формы оценивания

Система и критерии самооценивания учащихся начальных классов...

Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...

Структура оценки , методы и формы оценивания

Структура оценки  , методы и формы оценивания...

Методы и формы оценивания образовательных достижений

Методы и формы оценивания образовательных достижений...