Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Мироманова Светлана Ивановна

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_po_fgos.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2

Методические чтения

по теме: «Методы и формы оценивания по ФГОС»

                                                                                                           Учитель начальных классов  

                                                                                 Мироманова С. И.  

г. Улан-Удэ

2019-2020г.

   ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.

     Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода обучения.

    Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения.              В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания.

     В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся, чётко привязывается к планируемым результатам.

    Проверка знаний, умений и навыков должна выполнять следующие функции:

обучающую (способствовать систематизации, обобщению, уточнению, расширению и обогащению знаний учащихся);

воспитательно-развивающую (повышать учебную дисциплину, развивать самоконтроль, формировать адекватную самооценку учебной деятельности школьника);

коррекционно-развивающую (способствовать развитию и коррекции психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, а именно, неадекватного уровня притязаний, самооценки, отношения к оценке результатов деятельности);

стимулирующую (побуждать к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствовать выработке сознательного отношения к регулярному труду, побуждать к улучшению достигнутых результатов, создавать положительную мотивацию, вселять веру в свои возможности);

проектировочную (прослеживать путь развития учащегося, выстраивая линию достижений и неудач, объективно отражать путь формирования знаний, умений и навыков).

Методы контроля и оценки различны. Рассмотрим некоторые из них, применение которых целесообразно в специальной (коррекционной) школе:                                             -      Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, каков у них уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у них вырабатываются практические умения и навыки, каковы их учебные склонности, интересы и способности.   Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный или беседа.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.                                                Устная проверка знаний учащихся может применяться на разных этапах урока, в том числе и при проверке усвоения домашнего задания. При индивидуальной проверке в течение определенного времени опрашивается только один ученик, в ходе индивидуального опроса не допустить бездействия других учеников - их занимают в это время другими видами работы.                                                                                                              Одним из средств оперативной проверки являются кратковременные письменные самостоятельные работы. Применение этого вида проверки позволяет учителю получить значительную информацию об успеваемости и уровне усвоения материала каждым учащимся в данный момент времени. Такие работы могут проводиться в начале урока - для мобилизации внимания и привлечения знаний учащихся- к восприятию нового материала, но лучше проводить их в конце урока - на закреплении проработанного материала.                                                                                                                                                      - Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей.

Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы, а также в конце четверти или учебного года.                                        -Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Есть возможность применения тестовых форм контроля знаний. Тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

  Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.                                                                                                                                              В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.

       Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ.                                                В 1 классе система оценивания – без отметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи - 1 раз в четверть.                                                                                                                                                          Оценка обучающихся 2-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия наребёнка.                                                                                                              

   В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.                                                                                                      В школе проверяются и оцениваются все письменные работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей.

К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).                                                                        

Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя:

 -текущую оценку знаний;                                                                                                                               - административные мониторинговые исследования;                                                                               - мониторинговые исследования качества знаний обучающихся в рамках областных, региональных исследований качества образования;                                                                              Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:                                                                       - за каждый учебный триместр и за год знания, компетентности обучающихся оцениваются отметкой.                                                                                                                                                          - основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;                                                                                                                                                               - при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником.                                                                                            - Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по трудовому обучению выпускников, освоивших адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ (с нарушением интеллекта).                   - При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:

I-IV классы

- оценка «5» ставится за работу без ошибок;

- оценка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;

- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;

- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                     - В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.                                                                            а) За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она- учитывается;                                                                   б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов;                 в) пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.                                                                                                                                      - Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.                                                                       - При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.                                                                                      - Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.                                                                                                                                        - При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:                                                                                                                                                Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;                                                                                                              Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;                                    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;                                                                                                     Оценка «2» не ставится.                                                                                                                      - В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.                                                                                                            - Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.                                        - -- Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся школы.                                                                                                Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.                                        Примерный объем текстов контрольных работ:

1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),

2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года 16-18 слов,

3 класс - 20-25 слов,

4 класс - 30-35 слов                                                                                                                           - Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.                        - По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными, (только задачи, только примеры только построение геометрических фигур и т.д.)либо- комбинированными.                                                                                                             . Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:

во 2 - 3 классах - 25-45 минут,

в 4-9 классах 35-45 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.                                                                                                    - В комбинированную контрольную работу могут быть включены1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.                               - При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.                                           - Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).                При оценке комбинированных работ:

- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;

- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

- оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена

часть других заданий;

- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                       - При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                     - При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.):

Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на

вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                      - Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.                                                                                                                                     Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

- Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.                                                                                  Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.              - При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.                                                                                                                                              В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

II класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну- две ошибки при чтении и синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;

Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.

- оценка «2» не ставится.

III—IV классы:

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью;

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова- по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе- логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;

Оценка «2» не ставится.  

  Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Оценивание обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляется учителями технологии.  

   При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и психического, двигательные возможности.                                                                                  - Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается:

- как ученик овладел основами двигательных навыков;

- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;

- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;

- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;

- как относится к урокам;

- каков его внешний вид;

- соблюдает ли дисциплину.

Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся.                                                                                                                  Критерии оценки по предмету физической культуры:

Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;

Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом   к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается;

Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                                                                           - Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего образовательного процесса, цель которого -формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии учащичся.                                      .                                  - Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:

Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.

Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.

Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.

Оценка «2» и «1» не ставится.

   -Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».                                         Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.

   Следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 

                                                                                                                                             

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...

Формы оценивания обучающихся в соответствии с ФГОС

Оценивание как действие (педагогическое или ученическое) в образовательном процессе необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент образования, цель которого – улучшать образовательные резуль...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...