Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.
статья по логопедии

Корнилова Елена Геннадьевна

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnost_ispolzovaniya_metoda_proektov.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность использования метода проектов

в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта

Корнилова Е.Г., Сладких Ю.В., учителя – логопеды

На современном этапе школьного образования ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, - создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке полноценной жизни в обществе.

Специальные коррекционные школы одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями, условия, в которых протекает их деятельность. Одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание в вопитательно-образовательном процессе.

Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение  обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности обучающихся,  формирование  у них  культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.

Метод  позволяет  не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а  актуализировать их, обобщать, структурировать  и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы,  учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, можно говорить о возможности применения метода проектов в логопедической работе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы,  повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов  в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.

Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.

У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования  речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность  коррекционной работы.

Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная учебно-познавательная; творческая и игровая деятельность детей с учителем-логопедом.

Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы взаимодействия, направленные на достижение общего результата.

Введение в процесс образования на логопедических уроках в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
        Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющуюроль.
        Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с нарушением интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта (например: «Логопедический альбом», «Альбом артикуляционных упражнений», «Домашний логопед», «На что похожи буквы» и т.д.), ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:

  • выделение проблемы (в чем трудность);
  • умение ставить цель;
  • постановка вопроса;
  • планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
  • построение устного доклада (презентация продукта деятельности);
  • подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • слушать и понимать других; выражать себя;
  • находить информацию, используя контекстный поиск.

При условии реализации данного проекта можно получить следующие результаты:

  1. Проектная деятельность качественно повлияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  2. Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

3. Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4. Родители станут активными участниками образовательного процесса. Сблизятся позиции ОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Произойдет активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ОУ. 

Таким образом, по определению Н.Ю. Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Список литературы:

  1.  Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника.

М.: Просвещение,  1987.

  1. Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа – Пресс, 1997.
  2. Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
  3. Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель [Текст]/ Пахомова Н.Ю.  – 2000.,№4. 17с.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]/ Сергеев И.С.  – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта "Звук и буква Ч".

На логопедическом занятии  "Звук и буква Ч"  автоматизируется  произношение [ ч ] в словах и предложениях, закрепляются навыки чтения слов и предложений с буквой Ч....

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта "В гостях у Печкина"

Презентация  логопедического занятия "В гостях у Печкина" может быть использована для работы с учащимися с нарушением интеллекта на занятиях по автоматизации звука [ ч\' ] в словах и предложениях....

Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни.  Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Посуда".

Логопедическое занятие по теме "Посуда" для детей с нарушением интеллекта направлено на формирование лексико-грамматических средств языка....

Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...