программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта
рабочая программа (2 класс) по теме

Кузнецова Марина Викторовна

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и упражнений облегчит эту задачу и сделает учебный процесс занимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации по ИОЧ

ВБ – 2 «Формирование и коррекция навыка чтения у младших школьников с ЗПР»

(с 26 августа 2013 г.   по 30 августа2013 г.)

на тему:  Программа коррекции нарушений навыка чтения

                                                                                                     Выполнила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                  Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

                                                                    школы-интерната № 2

               г.о. Жигулевск

                                                                     Кузнецова Марина Викторовна

2013г.

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №2 г.о.Жигулёвск

Программа коррекции навыка чтения учащейся 3 «А» класса Динары Ф.

Выполнила:

                                                                   учитель начальных классов

                                                              Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

                                                         школы-интерната № 2

               г.о. Жигулевск

                                                                               Кузнецова Марина Викторовна

2011

Введение

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза и составило 30% и более. Причину этого следует искать во влиянии социо-культурных изменений: расслоении общества, обнищании основной массы населения, политической нестабильности, снижении общекультурного уровня и воспитательного потенциала семьи, возрастании числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни, а также других социально-психологических факторах, оказывающих большое влияние на рост негативных проявлений в области образования. В развитии и обучаемости детей играют роль и биологические факторы, ведущие к ухудшению здоровья: патология беременности, родовые травмы и болезни первых лет жизни.

Вопросами обучения чтению детей занимались Л.И. Айдарова, Е.А Бугрименко, И.Н. Волкова, В.И. Зайцев, Ю.А. Костенкова, Р.И. Лалаева, Е.А. Нефедова, М.И. Оморокова, О.В. Узорова, К.Д. Ушинский, Н.А. Цыпина, В.Б. Эдигей, Д.Б. Эльконин и др. Основу обучения составляет аналитико - синтетический метод К.Д. Ушинского. К настоящему времени в него внесены значительные усовершенствования.

Коррекционная программа составлена для  улучшения навыков чтения  учащейся 3 «А» класса Динары Ф. Диагноз легкая степень дебильности у девочки поставлен в первом классе.  Отношение к школе  положительное, но интереса к учебной деятельности не проявляет.   Объем знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрасту.   Плохо сформированы пространственные ориентации, временные представления. Низкая ориентация в предметах и явлениях окружающей жизни, сформированность социальных компетенций.

Внимание  устойчивое, но объем и концентрация низкие. Слабо развита механическая память. Низкий уровень слухоречевой памяти, скорости запоминания, полноты отсроченного воспроизведения, возможности опосредованного запоминания.

Чтение слоговое, медленное. Допускает много ошибок – пропуск, перестановку букв, слогов и целых слов, вставку произвольных элементов в единицы чтения, часто неправильно ставит ударение. На вопросы отвечает односложно, не умеет выделять главную мысль прочитанного. Пересказывать прочитанное затрудняется. Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Для проведения констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности навыка чтения ребенка мы использовали:

  1. Методику, предложенную З.А. Репиной в учебном пособии «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи».

По результатам диагностического исследования выявились следующие       предпосылки   нарушения речи Динары Ф.: несформированность зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений, недостатки в развитии познавательных процессов.

2. Задания для исследования чтения слогов

Цель: оценка сформированности навыков чтения (слого-слияния).

Ребенку предлагаются слоги и инструкция: "Прочти слоги" или "Прочти,     что я покажу".

Для исключения трудностей произношения ребенка используется инструкция: "Покажи, где написано то, что я читаю".

Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений.

По результатам диагностического исследования выявились следующие  предпосылки   нарушения речи Динары Ф.: замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении,  замена и удвоение слогов.

3. Тест звукобуквенного кодирования и декодировании. (В.В.Тарасун, 1996 г.)

Этот тест позволяет учителю изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию. С этой целью подобраны специальные задания для изучения состояния зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этом в задания целенаправленно включен тот материал, который также позволяет всесторонне оценить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из необходимых предпосылок различения и усвоения букв.

По результатам диагностического исследования выявились следующие  предпосылки   нарушения речи Динары Ф.: это недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия, трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов.

4. С целью выяснения понимания смысла прочитанного могут использоваться следующие приемы обследования:

- пересказ прочитанного рассказа;

- ответы на вопросы о прочитанном;

- объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений;

- соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках; прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.

По результатам диагностического исследования выявились следующие  предпосылки   нарушения речи Динары Ф.: низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Исходя из полученных данных была составлена коррекционная программа, учитывающая  психофизические особенности ребенка и направленная на коррекцию и компенсацию имеющихся у нее нарушений развития навыка чтения.

Для составления программы были использованы следующие методики:

Информационно - ценностный подход A.M. Кушнера предполагает в обучении чтению семь шагов (этапов): 1) знакомство с буквами; 2) переход к слиянию букв и слогов; 3) подготовку зрительного анализатора; 4) чтение шепотом вместе с диктором; 5) овладение вокализацией; 6) совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональной экспрессией; 7) развитие навыка эффективного извлечения информации из текста. Переход к специальному обучению быстрому чтению сразу после начального овладения громким, до того, как сформировался прочный стереотип артикуляции, значительно упрощается становление нового навыка, тем более, что все этапы использованной технологии обучения уже сформировали фундамент быстрого чтения.

Методика В.Н. Зайцева предлагает для оптимизации скорости чтения следующие рекомендации: 1) частота тренировочных упражнений; 2) «жужжащее» чтение, когда все ученики читают одновременно вполголоса; 3) ежеурочные пятиминутки чтения; 4) чтение перед сном; 5) режим щадящего чтения, когда ребенок прочитает одну, две строчки и после этого получает кратковременный отдых; 6) развитие оперативной памяти; 7) многократное чтение; 8) чтение в темпе скороговорки; 9) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть предложения; 10) стимулирование через самозамеры скорости чтения изо дня в день

Методика скорочтения, разработанная О.А. Андреевым, Л.Н. Хромовым. Авторы выделяют два этапа обучения быстрому чтению: 1) сокращение внутренней артикуляции; 2) овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информационными блоками. Ими предлагается интегральный алгоритм чтения, состоящий из следующих составляющих: автор, источник и его данные, проблема, факты, особенности изначального материала, критика, новизна излагаемого материала. Второй этап в овладении скорочтением основан на эффекте установки.

Методика А.Н. Корнева. Автор описывает модель развития навыка чтения, в которой выделяются 3 стадии: а) логографическое чтение; б) альфабетическое чтение; в) ортографичсекое чтение. На основании данных экспериментального исследования чтения и анализа литературы А.Н. Корневым была разработана психологическая многоуровневая модель формирования операции декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Центральное место в этой модели занимает развитие навыка слогослияния. А.Н. Корнев предлагает применительно к формированию навыка чтения выделить оптимальную единицу анализа - "оперативную единицу чтения" (ОПЕЧ), то есть мак-симальное количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно и, таким образом, является минимальной информационной единицей в процессе хранения (в оперативной памяти) и обработки информации. Разрабатывая данную модель, А.Н. Корнев основывался на теории Н.А. Бернштейна  об уровневом принципе формирования навыков. Автор рассматривает совершенствование навыка чтения как процесс укрупнения и автоматизации ОПЕЧ. Подобная эволюция существенным образом влияет на успешность понимания прочитанного.

Методическое обеспечение работы  составляют: информационно-ценностный подход в обучении чтению (A.M. Кушнер), психологическая многоуровневая модель операции декодирования, где формирование навыка чтения представлено как процесс укрупнения и автоматизации оперативных единиц чтения (А.Н. Корнев), система рекомендаций по оптимизации процесса чтения (В.Н. Зайцев), технология быстрого чтения (О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов), упражнения по увеличению объема зрительной памяти (И.Т. Федоренко), игры и игровые задания по чтению и развитию речи для детей младшего школьного возраста (Т.В. Фоминых). Наряду с вышеописанными заданиями на каждом этапе вводились упражнения по коррекции психологической базы речи (внимания, памяти, мышления).

На основе этих методик использованы следующие методы, формы и приемы работы: дыхательная гимнастика, артикуляционная разминка, упражнение на развитие зрительной памяти « Разноцветная лесенка», упражнение «Волшебный мешочек», чтение слов наоборот по буквам, чтение пунктирно написанных слов, чтение слов с закрытой верхней половиной, чтение «спринт, пальчиковые игры, таблицы Шульте, чтение слов с закрытой нижней половиной, чтение наложенных друг на друга слов, поочередное чтение слов прямо и наоборот, игра « Пальцы здороваются», упражнение « Покажи мне», упражнение «Фотограф»,  чтение «зашумленных слов», поиск в тексте заданных слов, восполнение пропусков букв в тексте, нахождение

заданных букв среди слов с разным шрифтом, цветом и размером, работа со скороговорками, упражнение для развития гибкости голоса, чтение « Эхо», чтение «Волной», слушание записи текста, чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных, чтение кусочками, игра «Дополни» и т.д.

Список литературы

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Ю.Андреев О. И., Хромов Л. Н. Учитесь читать быстро. М., Просвещение, 1991.

3. Блинова J1.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. М., 2010.

4. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков. СПб., 1997.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

6. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: Учебное пособие. Екатеринбург, 2002.

7. Корнев А. Н. Психология усвоения чтения. /Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие /Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. Пособие. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.

10. Локалова H.II. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга и раздаточные материалы для учителей начальных классов. / Второе издание /. М.: Педагогическое общество России, 2000,

11. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмятина. М.: Дрофа, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

Программа учебных предметов для обучающихся с нарушением интеллекта НОО (2 класс)

Программа учебных предметов  (2 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта НОО (VIII вид). Программа И. М. Бгажноковой....

Программа учебных предметов для обучающихся с нарушением интеллекта НОО (3 класс)

Программа учебных предметов (3 класс) для обучающихся  с нарушением интеллекта НОО. Программа И.М. Бжанковой....