Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал по чтению на тему

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

          Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка

Кировской областной

государственной общеобразовательной

«Школы – интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

 пгт Демьяново Подосиновского района

Кировской области»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ  

школа-интернат пгт  Демьяново)

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

    Театр начинается с вешалки, а путь получения знаний, самообразования  начинается с умения читать. Именно поэтому  считаю одним из главных предметов в школе ЧТЕНИЕ.  Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальном звене, но и в средних и старших классах. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Именно на уроках чтения последовательно и систематично расширяются представления детей об окружающем мире, обогащаются их наблюдения.  Обучающие получают элементарные сведения  о жизни, природе, обществе, которые служат основой формирования нравственного, экологического, эстетического воспитания. Чтение способствует развитию связной речи, обогащает словарный запас. Чтение – это мощное средство образования, развития, и воспитания всех способностей.

     Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов. Учителю следует хорошо усвоить, что чтение - это вид речевой  деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного.

     В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р. И. Лалаевой  у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в не усвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

     Следует в первую очередь выявить причины ошибочного чтения, а затем работать индивидуально. Причинами ошибочного чтения являются:

  • Несовершенство зрительного восприятия
  • Неразвитость артикуляционного аппарата
  • Нехватка дыхания
  • Незнание лексического значения слова
  • Незнание орфоэпических норм.

     Ученые Гнездилов, Воронкова, Аксенова, Петрова, Левина, Сорокина и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.

     В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике  использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Работа по устранению и предупреждению ошибок при чтении, т.е. совершенствование навыка чтения, осуществляется в речевых разминках в начале каждого урока и на основном этапе урока. Сюда входят упражнения на дыхание и артикуляцию: «Снег», «Цветочный магазин», «Греем руки», «Пузырь», «Математик», «Медвежата», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Окошко», Слоник пьёт», «Часики», «Орешки». А также упражнения, направленные на развитие чёткости произношения: скороговорки, чистоговорки, игра «Сломанный телефон», чтение согласных с гласными; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения: наращивание согласных и гласных, чтение по подобию, добавление звука в середине, перестановка слогов,  отбрасывание звуков, чтение слоговых таблиц. В речевую разминку могут входить упражнения,  развивающие оперативное поле чтения и память: «Фотоглаз», «Слог потерялся», «Улитка», «Круговое чтение». Зрительные диктанты, чтение со взрослым, реконструкция предложения, «Мнимое слово», «Игра в прятки», найти слова в предложении или  тексте,  состоящие из одного слога, с ударением на первый слог,  найти предложение с восклицательной интонацией, чтение до первой ошибки;  гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

   Не секрет, что,  только научившись читать, у ребёнка пропадает интерес к чтению и урок становится одним из нелюбимых. Как научить детей читать быстро, эффективно. Сознательно и при этом заинтересовать в этом виде деятельности волнует всех педагогов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения и сохранения интереса, является многократное обращение к тексту. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения в чтении  даю с различными заданиями, чтобы разнообразить урок. Существует немалое количество видов чтения:

  • чтение по эстафете,
  •  выборочное чтение (по вопросам, по иллюстрациям),
  • жужжащее чтение,
  • чтение в парах (по абзацам, цепочкой, хором, с ответами на вопросы, с разной интонацией),
  •  комбинированное чтение,
  • чтение по цепочке (по предложению,  по абзацам),
  • чтение по ролям,
  • хоровое чтение по рядам «Какой ряд лучше?»,
  • «Кто быстрее» (найти данное предложение, слова с орфограммой, и т.д.),
  • чтение с убыстрением, чтение до первой ошибки и т.д.

     Перечитывая произведение каждый раз с другим заданием, школьники открывают в нём что-то новое, чего не заметили при первом чтении. И цель педагога: создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм, методов, приёмов.

    Большое внимание уделяю словарной работе, которая может строиться  по-разному. Это и объяснение перед чтением, и наглядный показ рисунка, и объяснение слов по ходу чтения, а также отправление к сноскам и словарю, практический показ незнакомого слова, использование загадок.

   Использование творческих заданий, сочетание коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке оживляет урок.

    Навык чтения является общепредметным навыком. Степень его сформированности определяется  следующими качествами: беглость, сознательность, правильность, выразительность. И если на начальной ступени обучения школьник достаточно освоит этот навык, то  при дальнейшем обучении у него не будет возникать трудностей в усвоении общеобразовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...