Эссе "Судьбы непрерванная нить"
статья на тему

Тетерина Вероника Павловна

Эссе на тему "Человек, благодаря которому я стала учителем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Эссе учителя начальных классов МОКУ СОШ пгт Лальск

Лузского района Кировской области

Тетериной Вероники Павловны на тему

«Человек, благодаря которому я стала учителем».

«Судьбы непрерванная нить»

«Ребёнок становится счастливым,

как только ощущает к себе искреннюю

и бескорыстную любовь».

Ш.А. Амонашвили

     Наше «я» формируется в детстве. «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», – говорил В.А. Сухомлинский. Все мы являемся отражением тех, кто находился рядом с нами в начале нашего жизненного пути. В это время любовь и поддержка семьи – самое важное, ценное, как, впрочем, и всегда. Я была счастливым ребёнком, окружённая любовью близких и родных людей. В первую очередь – мамы и папы, также большую роль в моём становлении сыграла няня Саня, а после трагических событий – бабушка.

     90-е годы… Самое престижное образование вузов и колледжей России – юридическое, финансово-экономическое, медицинское…Соблазн велик, но традиции рода важнее. Моя мама Тамара Павловна Варанкина окончила факультет иностранных языков Кировского педагогического института, получив диплом с отличием по специальности учитель английского и немецкого языков с дополнительной квалификацией – переводчик. Перед ней открывался путь в будущее, перспективный и заманчивый, но она выбрала семью и вятскую глубинку – посёлок Афанасьево, в котором по направлению Кировского культпросветучилища открывал музыкальную школу мой папа Павел Николаевич Дрёмин. «Это были учителя от Бога, учителя по призванию», – слышала я от тех, кто хорошо знал моих родителей. Для них учебные заведения действительно были храмами науки. Я наблюдала, с какой ответственностью они готовились к урокам: штудировали свою богатейшую домашнюю библиотеку в поиске ответов на нужные вопросы, мама подбирала пластинки, чтобы ученики впитывали правильное произношение английских и немецких слов, а папа искал ноты музыкальных произведений, которые, по его мнению, подходили тому или иному ребёнку. Родители отличались необыкновенным трудолюбием и терпением. Их интересы пересекались, цель преследовалась одна – как можно результативнее провести урок. В этом секрет педагогики: много отдаёшь детям, но взамен получаешь ещё больше – их любовь.

     Народная мудрость "Яблоко от яблони…" свидетельствует о том, что мы растим подобие себя. Дети копируют поведение родителей, говорят и ведут себя так же, как они. Именно в семье человек приобретает словарный запас, манеры, вежливость, культуру, образованность. Ребенок уже в раннем возрасте, как губка, впитывает в себя всё, что видит и слышит. Моя тётя говорит, что, беседуя со мной, часто ловит себя на мысли, будто разговаривает с моей мамой: тот же взгляд, мимика и жесты, а ведь мамина жизнь внезапно оборвалась, когда мне было всего 11 лет. Мир тогда померк для меня. Мы пережили сильную боль с этой страшной потерей. Нам с сестрой удалось справиться с этим горем только благодаря дружеской поддержке и взаимопониманию. А дружба в наших отношениях была заложена с детства няней Саней, как и жизнелюбие, умение преодолевать трудности. В душе была чернота и пустота, но, засыпая поздно и просыпаясь рано, я шептала: «Дышать!.. Жить!.. Любить!»

     30 лет мамы нет рядом, но в моём сердце она всегда. И пусть она не успела передать мне тех умений, которыми владела сама, но наградила одним из главных качеств человека – умением любить. Мама была первым и, наверное, самым главным человеком, благодаря которому я стала учителем. Из этой жизни ничего нельзя унести, но можно оставить детям всё лучшее в их памяти: например, то, что отец всегда сохранял самообладание и спокойствие, мама – доброту и достоинство, няня и бабушка – мудрость и необыкновенную любовь. Неслучайно моим кредо являются слова В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». 

      Семья – это не только родители и дети. Большую роль в моей жизни сыграла тётя моего отца, мы звали её «няня Саня». Мне посчастливилось быть с ней рядом на протяжении четырёх недолгих, но важных лет. Именно в этот период, как считают психотерапевты, формируются основные свойства личности. Когда мне исполнилось пять лет, няне Сане пришлось покинуть нашу семью и заняться воспитанием уже другого родственника в далёкой Украине. Наряду с родным голосом мамы с младенчества я узнавала тихий и завораживающий голос няни Сани. Всю свою жизнь, лишив себя личного и семейного счастья, она посвящала себя детям родственников, отдавая всю доброту и нежность. Произнеся тёплое сочетание двух слов – «няня Саня», невольно вспоминаешь няню всеми известного Александра Сергеевича Пушкина – Арину Родионовну. И это не случайно: обе – простые, необразованные женщины, но они умели воспитывать детей любя, с теплотой и лаской рассказывали своим воспитанникам сказки, пели песни. Их учебниками и методическими материалами была жизнь. Обе воспитали не одно поколение, а несколько… Пережив войны, голод, холод, разруху, наша няня Саня не ожесточилась на мир, она прививала в нас с сестрой любовь и уважение к людям, к обществу, к семье, учила быть щедрыми, наслаждаться маленькими радостями жизни, а главное – прощать. За это мы ей признательны и благодарны. Я помню её любимые пословицы: «Сделал дело – гуляй смело», «Терпенье и труд всё перетрут». Басни Крылова она знала наизусть, сказки же не просто рассказывала, а учила рассуждать и извлекать из них уроки. Например, из русской народной сказки «Колобок» я усвоила: «…на пути подстерегают опасности и, если ты не знаешь дороги, не знаешь, куда катишься» и «…не покупайся на лесть – могут хитрые съесть», поэтому «слушай старших и будь осторожен». Именно няня Саня научила меня почитать народное творчество: колыбельные песенки, потешки, присказки и т.д. Она ничего не требовала от меня, не ругала и не наказывала, а наоборот, постоянно делилась со мной своим душевным богатством. Следовательно, роль няни Сани в моём воспитании, в определении жизненного пути, несмотря на короткий промежуток времени общения, бесспорно, важна и довольно значительна.

     Считается, что каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители своим жизненным опытом, другое формируется им самим. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает», – писал Василий Александрович Сухомлинский. Когда не стало мамы, не стало и семьи – в полном смысле этого слова. Но психологические основы, которые с детства и до глубокой старости определяют поведение, мироощущение и поступки человека, были у меня уже сформированы. Как говорят психологи, «все основы, на которых родители строили свои личные и семейные отношения, закладываются глубоко в подсознание их ребенка; всё, что родители делали правильно, разумно или наоборот, как в зеркале отражается в их детях». Я понимала, что в мире всё движется, изменяется, и я должна измениться. Поэтому мне было необходимо найти своё место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, научиться противостоять негативным факторам. В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию, можно выработать такие черты характера, как целеустремлённость, сила воли, уверенность в себе, терпение, человеколюбие. Некоторые из этих качеств помогла мне выработать бабушка по маминой линии. Когда ещё я училась в школе, она мне подарила книгу известного педагога Януша Корчака «Как любить ребёнка». Меня эта книга очень заинтересовала. (Может, бабушка уже тогда видела меня будущим педагогом?) Книгу Корчака справедливо называют «Библией по воспитанию детей». Её автор говорил о том, что ребенок – не будущий человек, а уже «сегодняшний». Его не надо готовить к будущей жизни, а нужно помочь достойно жить в настоящей. И бабушка, понимая это, помогла мне найти ответ на вопрос, волнующий многих и в наши дни: «Что значит любить ребенка?» Слово «любовь» неразрывно с понятиями «искренность», «доброта». Добро – это то, что приносит людям улыбку, радость, счастье. Чувства эти, на мой взгляд, сыграть невозможно, а тем более играть их на протяжении нескольких лет.

Таким образом, воспитание и самовоспитание вкупе позволяют человеку достичь исполнения мечты. Мечтали или нет мама и бабушка о том, чтобы я стала педагогом? Не знаю. Но именно благодаря самым близким людям: маме, папе, няне, бабушке – я стала такой, какая есть.

     Я продолжатель династии педагогов. Много на свете хороших профессий, но знаю: моей не найти интересней. Думаю, что учитель начальных классов – это педагог, сочетающий профессии актёра, музыканта, дизайнера, психолога… и даже флориста. Помню с детства слова неизвестного поэта:

Я просто-напросто учитель.

Я просто-напросто… «А что,

Учитель – разве это мало?» –

Спросила Совесть, и на то

Она в ответ мне подсказала:

«Тебе доверены цветы.

Их называют в жизни – дети.

Ты – цветовод, учитель – ты!..

     Вот уже 20 лет я стараюсь в каждом ученике бережно раскрыть его возможности, чтобы он стал счастливым. Стараюсь донести до родителей, что любовь к детям – это, в первую очередь, уважение к ребёнку, уважение его прав, его потребностей, его чувств. Надо больше сотрудничать с детьми на равных, чаще советоваться с ними, давать им возможность самим принимать решения, учить уважать и любить других людей. Любить – значит понимать. Слова Корчака: «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой» – я предложила родителям принять как жизненное кредо.

    Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология системно-деятельностного метода обучения, которая отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам на таких уроках очень интересно, они увлечённо работают. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям. Нередко слышишь фразу: «Учительский труд – неблагодарное дело!». Я не согласна с этим суждением. Как же неблагодарное? А тепло, радость и любовь учеников? Внимание, уважение и благодарность их родителей? Действительно, все люди разные. От жизни каждый хочет своего. Я же довольствуюсь тем, что у меня есть. Я благодарна судьбе, что у меня были и есть такие ученики, каждый из которых уникален по-своему. У кого-то хорошо получается творить, мастерить, у кого-то – считать и логически мыслить, кому-то удаётся быстро читать, хорошо рассуждать и писать. А про кого-то можно просто сказать – «человек большой души». Не уникальность ли это? У меня не хватит слов благодарности родителям моих воспитанников их понимание и поддержку! «Чужих детей не бывает. Без лжи и фальши переживай, радуйся за каждого, как за собственного», – говорила моя бабушка. А няня Саня часто приговаривала: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» И меня подкупало, как доступно и просто они учили меня жить. Несомненно, и это наложило отпечаток на выбор моей профессии. Мне нравится раскрывать в каждом ученике его возможности, чтобы в дальнейшем ему было проще разбираться в жизненных хитросплетениях.

     Таким образом, за годы педагогического труда моими личными принципами стали следующие:

  • показывай ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения;
  • отвечай на все его вопросы терпеливо и честно;
  • помогай любому воспитаннику общаться на равных с детьми из разных культурных и социальных слоёв общества;
  • никогда не говори ребёнку, что он хуже других детей, и не наказывай его унижением;
  • хвали за маленькие достижения и не поощряй беспредметно и беспочвенно;
  • будь честна в оценке своих чувств к ребёнку;
  • помогай ему быть личностью, верь в его здравый смысл и доверяй ему.

«Вторая мама» – говорят о первом учителе… Как точно подмечено! Первый учитель, как мама, учит не только читать и писать, но и творить, познавать, любить мир и просто жить. Во многом поведение человека во взрослой жизни – это реакция на то, как обходились с ним в детстве – в семье, в школе. Это формирует его как личность. И особое место в этом формировании, конечно же, отводится семье. Потому что семья – это память, это история. А историческая память – это то, что делает человека человеком.

     Детство – один из счастливых периодов в моей жизни. Значит, мои учителя: мама, папа, няня, бабушка – всё делали правильно! А создала ли я условия для счастливого детства своим детям? На этот вопрос когда-нибудь ответят они. Поэтому всегда стремлюсь делать так, чтобы мои дети и мои ученики росли счастливыми, всегда ощущали к себе искреннюю и бескорыстную любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"

На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....

Аппликация из цельных нитей "Снежинка"

Аппликация из цельной нити«Снежинка»          Нужно взять лист голубого, синего или сиреневого картона. На нем нарисовать с помощью циркуля круг, поделить ...

Технология 1 класс. Тема "Изо-нить"

Пошаговое обучение работе по технике изо-нить....

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Занятие по теме:" Ткань. Ткацкий станок, Основные понятия ткачества: долевая нить, уточная нить, зев."

В представляемом материале содержится презентация для детей с ОВЗ "Ткань. Ткацкий станок. Основные понятия ткачества: долевая нить, уточная нить, зев."А так-же план-конспект по проведению за...